Люди, для которых либерализм - квази-религия, практически всегда настроены сектантски

На модерации Отложенный

Мы продолжаем беседу с диаконом Михаилом Плотниковым - кандидатом богословия, старшим преподавателем Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, вице-президентом Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского.  На этот раз тема нашего обсуждения - сектантская и оккультная угроза современному обществу. Напомним, что первая беседа была посвящена психокультам.

***

Наша справка. На сегодняшний момент в Республике Башкортостан беспрепятственно со стороны властей действуют около 50 различных сект, большинство их которых тоталитарны и деструктивны по своей сути, более 40 оккультных псевдооздоровительных центров, открыто оказывающих свои услуги, не имея на то соответствующей лицензии Министерства здравоохранения  Башкортостана. Только в Уфе активно дают рекламу в СМИ более 100 гадалок, колдунов, целителей и т.п. В секты в республике вовлечено около 15000 человек, и наиболее крупными сектами являются:

Неопятидесятники (т.н. евангельские христиане) – до 4000 ;человек.
Адвентисты – до 800 человек.
Свидетели Иеговы – до 2000 человек.
Мормоны – до 600 человек.
Баптисты – до 1200 человек.
Пятидесятники – до 1500 человек.

***

- Вроде бы сейчас прошло время, когда сектантские проповедники собирали целые ДК и стадионы. Издано значительное количество апологетической литературы, обличающей учения и практики сект, показано немало телепередач. Насколько сейчас актуальная сектантская опасность?

- Сейчас стремительный рост большинства сект прекратился, а у некоторых даже сокращается количество адептов. Например, если кришнаитов в России 10 – 15 лет назад было до 15 тысяч, то сейчас их не более 5 тысяч. У мунитов число вовлекаемых адептов примерно равно числу вышедших из секты.

С другой стороны есть секты, рост которых пока продолжается - это "Свидетели Иеговы", мормоны, и всевозможные неопятидесятники (официально себя они обычно называют себя как "Церковь евангельских христиан"  и далее следует какое-нибудь оригинальное название, например, "Жизнь Победы", "Христос для всех народов" и т.п.). Мормоны растут медленно, но постоянно, и неизвестно есть ли предел для их роста, как у "Свидетелей Иеговы". Как показывает мировая практика, в любой стране, где бы ни появлялись "Свидетели Иеговы", рост секты крайне замедляется при достижении уровня 0,5 % от общего населения (для России 0,5%  - это около 700 тыс. человек), и вовсе прекращается после небольшого превышения этого уровня. Число иеговистов увеличивается до того момента, когда, наконец, вербовщики не "просеют" всю страну, найдя всех, кто религиозно малообразован и опасается "конца света", потом их рост останавливается, начинается отток людей, и дальнейшая вербовка уже продолжается как поддержание количества адептов на определенном уровне. Сейчас же в России "крещеных" иеговистов около 150 тыс., с посещающими ежегодную Вечерю воспоминания (т.е., с интересующимися) не более 250 тыс. человек, так что потенциал их роста еще не исчерпан.

Хоть и считается, что в тоталитарные секты может попасть каждый в момент стресса, но в конкретную секту попадают люди определенного менталитета. Многие секты набирают людей определенного возраста, образования, психологического типа и даже пола. Муниты преимущественно вербуют студенческую, идеалистически настроенную молодежь; адепты Евдокии Марченко (секта "Радастея") - это в основном одинокие, разведенные и образованные женщины; советам выдуманной Владимиром Мегре Анастасии следуют именно горожане, как правило - дачники и огородники из технической интеллигенции. Интересно, среди настоящих крестьян адептов секты "Анастасия" ("Звенящие кедры России") очень мало. Настоящие крестьяне быстро распознают весь сельскохозяйственный бред и фантастические прожекты "родовых поместий", который несет Мегре со страниц своих книг, к тому же для них работа на земле тяжкий кропотливый труд, а не псевдодуховная романтика.

В целом, опасность экспансии тоталитарных сект сохраняется.

 - Можно ли говорить, что у нас в России со времен перестройки повысилась духовная грамотность?

- Действительно, информированность общества повысилась, хотя люди не до конца понимают, как происходит вовлечение в секты, на  какие приманки они могут попасться. О том, что люди не понимают как работают механизмы пропаганды, недобросовестной рекламы, технологии скрытого внушения и убеждения, мошенничества, говорит тот факт, что постоянно оказываются успешными криминальные пирамиды. Увы, опыт МММ многим оказался не впрок и не только у нас. Примечательно, Мавроди, когда убежал из России в США, умудрился и там создать некую интернет-пирамиду, вроде "Ипсум" ("Ipsum"), охмурил там народ и оттуда уже убежал в Россию. А в США о мошенниках, сектах и пирамидах известно давно, эта тема постоянно обсуждается, шутки над дистрибьюторами сетевых компаний и пирамид и их недалекими жертвами стали уже частью массовой культуры. То же можно сказать и о сектах: сколько не предупреждай - люди продолжают верить пустым фантастическим обещаниям и заверениям "мы не секта" (Примечание МС. Мне довелось слышать в Уфе слова вербовщика из секты "Адвентисты седьмого дня", который доказывал, что они, дескать, не секта, а настоящая "церковь": "В сектах учат плохому, там совершают преступления. Разве мы учим вам плохому, разве мы совершаем преступления? Нет… Так что мы не секта" Некоторые верят посулам сектантских вербовщиков, другие просто излишне доверчивы, третьи падки на лесть. Так что актуальными остаются слова Окуджавы из песни лисы Алисы и кота Базилио: "пока живут на свете дураки, обманом стало быть нам жить с руки, покуда живы жадины вокруг, удачи мы не выпустим из рук".

Один бывший сотрудник Московского уголовного розыска, специализировавшийся на расследовании  мошенничеств, а сейчас работающий частным детективом, рассказывал, что многие бывшие мошенники теперь являются руководителями, гуру и пасторами всевозможных сект  и оккультных групп.

- С чем же тогда связаны всплески вербовочной активности некоторых сект?

 - Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что тоталитарные секты постоянно находят себе покровителей в бизнесе или власти посредством коррупционных путей или просто обманом чиновников и бизнесменов - в таких случаях действительно начитается вербовочный всплеск их активности, правда, ненадолго. К тому же всевозможные правозащитники, которых, иногда даже используют западные спецслужбы, активно работают на опасные секты  и защищают их интересы. Фанатичные либералы – таких тоже полно. Люди, для которых либерализм - фактически квазиелигия, практически всегда настроены просектантски.

- Согласен с вами. Например, только благодаря покровительству ряда чиновников в администрации города через полгода после запрещения в 2004 году в Башкортостане центра "Дианетика", другая организация тоталитарной секты Рона Хаббарда "Церковь саентологии" - "Нарконон-Уфа" получила грант на проведение антинаркотических лекций. И сектанты начали активно выступать  в школах и вузах Уфа, и за это еще получать бюджетные деньги. В Уфе немало случаев, когда руководители домов культуры, даже театров, библиотек, вузов, школ, детских подростковых клубов предоставляют свои помещения для вербовочных акций и занятий различным сектам.

При этом зачастую даже не заключается договор, и такая аренда обходится сектантам совершенно бесплатно!

- В свое время диакон Андрей Кураев назвал Россию "страной победившего оккультизма". Насколько сейчас велик интерес у нас к оккультизму?

- Интерес к оккультизму и оккультным практикам у нас по-прежнему велик. Не сокращается количество гадалок, колдунов и "целителей". Не исчезают со страниц газет и журналов рубрики "Астропрогноз". Большинство новых сект, появившихся в последние 10 – 15 лет - это в основном секты, основанные на оккультном "откровении" и использующие оккультные практики для "оздоровления" и "духовного совершенствования". Например, секты Валентина Карелина, Евгения Березикова, Григория Грабового, Мирзакарима Норбекова, Вячеслава Бронникова, Михаила Щетина, Риклы, ДЭИР  и т.п.

Впрочем, интерес к оккультизму в России заметно ниже, чем в европейских странах. Например, в России не более 40 % людей верят в астрологию. Это самое распространенное оккультное суеверие в мире, так мало верят в астрологию только в США, в Европе же в астрологию верят 50 – 60 % населения. Радует, что в Москве 74 % населения не верят вообще ни в одно оккультное заблуждение - ни в сглаз, ни в порчу, ни в целительную силу мочи, и "энергию" экстрасенсов, "летающие тарелки", астрологию и т.п. При этом это не значит, что оставшиеся 26 % во все это верят. Часть из них (4 – 6%) не отвечает на вопрос, многие верят частично, например, верят в НЛО, но не верят в сглаз и порчу. Кстати, по распространенности веры в НЛО России лидирует в мире. Это связано не столько с пропагандой оккультистов в СМИ, сколько с популярностью в советское время научной фантастики - многим она как бы заменяла религию.

Москва, увы, исключение, в других российских городах уровень суеверий выше.

При этом удивительно и печально, среди людей, называющих себя православными, суеверных и тех, кто верит в различные оккультные доктрины, значительно выше, чем в целом по России. К сожалению, среди людей малоцерковных и даже церковных очень распространены оккультные взгляды и магическое понимание церковных священнодействий. Им кажется, что в церкви действует некая безличная энергия, где можно что-то "правильно сделать" и добиться нужного результата - определенным образом поставить свечки, заказать молебен в конкретном числе храмов, смешать святую воду из разных церквей и за это получить здоровье, материальное благополучие и тому подобные мирские блага. Это все магическое сознание, свойственное вообще падшему человеку, стремящемуся установить с Небом механические рыночные отношения.

- А как вы относиться к чину отчитки, который проводится во многих епархиях? На них собирается много весьма странного народа, подавляющее большинство которых явно не бесноватые. Ведь существует мнение, например, профессора Осипова об их неправославном характере?

Пример "православного" магизма и суеверия

- К отчиткам я отношусь неоднозначно, но скорее отрицательно. Мало кто знает, что ныне употребляемый чин экзорцизма (изгнания бесов) из требника Петра Могилы был заимствован в XVII веке у римо-католиков. Идея изгнания беса посредством некоего особого чина - это римо-католическая идея. В Православной Церкви последование экзорцизма проводилось и проводится перед крещением, в рамках чина Крещения. Православные святые, изгонявшие бесов, никогда не практиковали подобные нынешним обряды "отчитки" - они изгоняли бесов  благодаря своей безукоризненной вере и личной святости. Начиная с апостольских времен до времени св. Иоанна Кронштадтского и некоторых современных подвижников бесы изгонялись одним лишь призыванием имени Господа Иисуса Христа. А если человек, пытающийся изгонять бесов, не живет праведной жизнью, часто происходит как с иудейскими заклинателями: "Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома" (Деян. 19:13-16).


Часть так называемых экзорцистов, например, на Украине, где их особенно много, движет откровенная жажда наживы. Некоторые из таких экзорцистов спиваются, впадают в необычайное чревоугодие,  и даже в самые тяжкие грехи…

Среди так называемых "бесноватых" много психически больных людей, "демономанов", чья патология приняла некую оккультно-церковную направленность. Это больные психозом, истеричные люди, желающие привлечь к себе внимание выходками "под бесноватых".

- Магия реальна? Можно ли с помощью неких заклинаний  и т.п. навредить человеку? Или это некий самообман?

 - Магия - это дерзкая попытка человека быть "как боги" (Быт.3:5), желание получить духовную власть, сделать из ничего что-то материальное или добиться некоего материально ощутимого эффекта - здоровья, власти, богатства. Такой духовной действенной силой человек не обладает. Так что в принципе магий самой по себе нельзя нанести никакой вред человеку. В Писаниях Ветхого и Нового Завета совершенно нет подтверждений того, что чародеи и колдуны могут нанести магий кому-то вред. Ни слова нет в Библии и у Святых Отцов о ныне распространенных суеверных "страшилок" - сглазе и порче, "родовом" и "кармическом" проклятии и т.п. Если бы магия по-настоящему была действенна и вредоносна для Божьего народа, Господь бы обязательно указал на необходимые противодействия. Но об этом нет ни слова. Если человеческие проклятия были действенны, разве сказал бы Господь следующее: "Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф.5:44). Любовь оказывается самым эффективным "антимагическим" средством!

Не следует путать магию с бесовским искушением и воздействием. Священное Писание и Предание Церкви не оставляет нам сомнений в существовании падших духов, которые могут вселяться в людей, чинить препятствия, насылать болезни и даже убивать, однако их действия ограничены промыслом Божиим, без Его ведома бесы даже в свиней вселиться не могут.

Как прошлый, так и современный опыт Церкви показывает, что бесы могут наделять человека даром "ясновидения", способностью творить "чудеса", вроде потери веса, эффекта прилипания предметов и людей и т.п.

Святитель Василий Великий писал, что человек, который не верит в Бога и не верит Богу, предает себя промыслу диавольскому, и тот начинает руководить им. Христиане, которые, по словам святого апостола Павла, "всегда Господни" (Рим.14:8), "со Христом умерли для стихий мира" (Кол.2:20), и уже не порабощены "вещественным началам мира" (Гал.4:3), Христос избавил нас от  "власти сатаны" (Деян.26:18), "власти тьмы" (Кол.1:13), живущим в любви к Богу и к ближним не стоит опасаться неблагоприятных предсказаний, проклятий магии, сглаза и порчи, которые совершенно не действенны.

Кстати, среди людей, называющих себя магами весьма редки настоящие чародеи. Например, недавно умерший в расцвете сил (есть о чем задуматься!) "маг" Юрий Лонго, в узком кругу, а то и даже открыто заявлял, что он иллюзионист, выдающих себя за колдуна.

Материал подготовил
Максимом Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Православной Церкви