Рейханутые
На модерации
Отложенный
-Истоки моей рейханутости или Спасибо советскому агитпропу за моё весёлое детство
Эссе
«…Читала я всё это в детстве, читала и стала рейханутой…»
Из переписки в форуме
про рейханутость
Непривычное слово в заглавии программа-редактор подчёркивает – его нет в словарях, но более удачного термина я не придумала, а словечко это попалось мне на форумах.
«…Им набили морду. В итоге восхищаться стоит (согласно Ницше) более сильными, т.е. РУССКИМИ!!!» -
эти слова одного приятного молодого человека прочла я недавно под фотографией из моего альбома. Мне кажется, лёгкая обида сквозит между строк этого поста. Вообще-то, довольно понятная обида, вытягивающая на размышления.
Начну с цитаты. Сергей Кормилицын, «Орден СС. Иезуиты империи»:
«Изображать противника – настоящее искусство. Главное тут – не перейти определённую грань, не сделать образ врага слишком мрачным или слишком юмористическим. /…/
Советская пропаганда в таких «танцах на волосяном мосту», между правдой и вымыслом, преуспела чрезвычайно. Для того, чтобы убедиться в этом, стоит лишь перелистать наши газеты времён войны. Искусность изображения «фрицев» просто поражает. Классический «фриц» со страниц газеты»Правда» - безжалостный зверь и палач и одновременно персонаж откровенно придурковатый и незадачливый.»
Так было во время войны. Но потом «волосяной мост» стало раскачивать. В нашей литературе и особенно в кино выделились два сорта персонажей , обозначающих врага – безжалостный солдафон, не знающий сомнений в выполнении любого приказа занял один полюс. На другом , гораздо менее заселённом пребывали почти кристальные личности, сверкавшие благородством и начищенными сапогами, как например Генрих Шварцкопф в исполнении великолепного Олега Янковского (фильм «Щит и меч»). Лиознова, кстати, эту ошибку не повторила – у Штирлица в сериале конкурентов не было.
Врагу (немцам) противопоставлялось сплочённое сообщество советских людей, которые, не будь Гитлера, горя бы вообще не знали. Каждый – от младенца любого пола до старика со старухой был уверен в победе с первого дня войны и мечтал попасть на фронт. На фронт просто рвались всеми силами, шли на обман, подделки и подлоги. Основной заботой военкомов было не пускать в ряды мобилизованных незаконных энтузиастов. В этой благостной панораме особо стояла тема плена. Слово «плен» нельзя было ни произносить, ни шептать, ни думать о нём. «Мой муж (отец, брат, жених) не пропал без вести! (то есть не в плену), он погиб!» - фраза, с негодованием произнесённая персонажем, почти без изменений кочевала из рассказа в рассказ , из романа в роман. При этом я говорю не о проходных бездарных вещах, которые старалась не читать вообще. Был даже рассказ, целиком посвященный мальчику, который ВЕРИТ в то, что его отец убит (пришло сообщение о пропаже без вести). Мать всеми силами поддерживает в нём эту веру…. Итог счастливый – отец действительно убит.
Удивительно, но часто от нас не отставали и другие – французы, например. Известный рассказ о том, как девушка, которая вынужденно согласилась стать любовницей немецкого солдата, потом утопила рождённого от него младенца, думаю, читали многие.
И всё-таки мы превзошли всех на этой ниве.
Наверное, апофеозом патриотической жертвенности стала история, поведанная детским(!) писателем Юрием Яковлевым в рассказе (надеюсь, целиком выдуманном), который называется «Тяжёлая кровь». Произведение это не забыто, его легко найти в интернете. Перескажу его вкратце (это того стоит, поверьте!) Подросший сын сельской учительницы становится подпольщиком и попадается, ему грозит неминуемый расстрел. Мать бросается спасать сына, ей удается уговорить немецкого майора, отвечающего за все это дело, он задерживает исполнение приказа о расстреле и разрешает учительнице забрать одного из приговорённых. Она видит, что сын стоит среди своих одноклассников, то есть её учеников. Учительница в душе героини берёт верх над матерью, она говорит немцу, что её сына среди обречённых нет, а после приведения приговора в исполнение бросается к своему мёртвому ребёнку на глазах у изумлённого оккупанта. Вот такой выбор Софи наоборот.
Понятно, какую цель преследовали создатели подобных произведений. Но эффект достигался обратный , я уверена, для очень многих читателей. Я гораздо лучше понимала оторопь молодого немца, не успевшего стать отцом и вдруг узнавшего о поступке девушки, которую он любил и для которой делал только добро. Я отлично чувствовала потрясённость того майора, на глазах которого, в сущности, мать убила сына. И которому потом многозначительно сообщила: «Я пролила тяжёлую кровь». Не важно, что это были выдуманные истории (скорее всего), достаточно талантливо написанные, они оставались в памяти, отпечатывались на эмоциональной матрице.
Думаю, подобные примеры каждый вспомнит. Очень часто рядом с отечественными фанатичными героями представители вражеской стороны выглядели (парадокс!) более человечными. Они обыденно пугались, злились или радовались – приземлённость, которую им придавали их создатели, оборачивалась им на пользу.
Может быть, сторонний читатель спросит: неужели для автора данного эссе не имели значения шеренги врагов-изуверов, которые прокатывались по страницам военных книг и киноэкранам, оставляя за собой исключительно кровь и огонь? Отвечу: имели значение. Но значение это было с обратным знаком. Я понимала, что это пропагандистское преувеличение. Поверьте, даже ребёнком понимала. Не знала только, в какой степени преувеличение. (И это, похоже, до сих пор не выяснено до конца).
Объясняя моду на Третий Рейх, разные люди приводят разные доводы – от удачного кроя формы до инфернального обаяния зла как такового. И у этого дьявола долго, очень долго не было адвоката.
Разве что один бастион защиты возвышался на их стороне – Эрих Мария Ремарк и его «Западный фронт» - омываемый патриотическим волнами неприятельского моря. Многие годы он держал оборону практически один, и только сравнительно недавно подтянулись толковые мемуары и пара дельных фильмов.
И стала проступать картина войны – совсем не похожая на ту, что рисовалась – и даже теперь продолжает упорно рисоваться ангажированными специалистами.
Вернусь к вопросу, заданному участником форума, - думаю, наша сторона вызовет больше симпатий к себе, если представит советского солдата так, как это удалось очень немногим художникам, например Тодоровскому-старшему в фильме «На войне как на войне». Навсегда запомнилось, как прокричал регулировщице герой Олега Борисова из своей самоходки : «Куда торопишь?» … Незачем уже теперь презирать и ненавидеть противника (65 лет прошло с войны!), и рисовать советского (русского) человека одномерно-плакатным.
И выражение "Мы им набили морду" - оно оттуда, со страниц сталинской "Правды". Не набили -ни мы им, ни они нам. По другому всё это называется. Потому что не была эта победа блистательной, как теперь хотят представить. Какой угодно, только не блистательной.
И теперешние непрерывные (раньше было только к датам - теперь почти постоянно) воспоминания, благодарности, отдание почестей, =плачи России=, стенания и рыдания по событиям 70-летней давности начали многих упорно раздражать. Это раздражение - еще одная причина рейханутости.
Одна из целого ряда.
Комментарии
Когда смотришь документальные фильмы, например о Гастелло, Космодемьянской, Павлике Морозове, Матросове и т.д. ,
или фильмы о ВОВ, снятые не Россией, а другими странами ( я вовсе не имею ввиду Германию) и особенно кинообъединениями из нескольку стран и сравниваешь с тем, чем пичкала советская пропаганда....
Книги переписывались, факты искажались, а то и просто выдумывались, враньё на каждом шагу...
Ох, как по-другому!!!
>Потому что не была эта победа блистательной, как теперь хотят представить. Какой угодно, только не блистательной.
Вот уж действительно, какой угодно... Горячий респект за статью!
Ах, какие в ней люди были!
Как торжественно-величаво
Звуки гимна над миром плыли!
Ах, как были открыты лица,
Как наполнены светом взгляды!
Как красива была столица!
Как величественны парады!
Проходя триумфальным маршем,
Безупречно красивым строем,
Молодежь присягала старшим,
Закаленным в боях героям -
Не деляги и прохиндеи
Попадали у нас в кумиры...
Ибо в людях жила - идея!
Жажда быть в авангарде мира!
Что же было такого злого
В том, что мы понимали твердо,
Что "товарищ" - не просто слово,
И звучит это слово гордо?
В том, что были одним народом,
Крепко спаянным общей верой,
Что достоинства - не доходом,
А иной измеряли мерой?
В том, что пошлости на потребу
Не топили в грязи искусство?
Что мальчишек манило небо?
Что у девушек были чувства?
Хуже, ниже и даже реже:
Пусть мелодия гимна - та же,
Но порыв и идея - где же?
И всего нестерпимей горе
В невозможности примирений
Не с утратою территорий,
Но с потерею поколений!
Как ни пыжатся эти рожи,
Разве место при них надежде?
Ах, как все это непохоже
На страну, что мы знали прежде!
Что была молода, крылата,
Силы множила год за годом,
Где народ уважал солдата
И гордился солдат народом.
Ту, где светлыми были дали,
Ту, где были чисты просторы...
А какое кино снимали
Наши лучшие режиссеры!
А какие звенели песни!
Как от них расправлялись плечи!
Как под них мы шагали вместе
Ранним утром заре навстречу!
Эти песни - о главном в жизни:
О свободе, мечте, полете,
О любви к дорогой отчизне,
О труде, что всегда в почете,
И о девушках, что цветами
Расцветают под солнцем мая,
И о ждущей нас дома маме,
И о с детства знакомом крае,
И о чести, и об отваге,
И о верном, надежном друге...
И алели над нами флаги
С черной свастикой в белом круге.
Отец говорил про войну мало, но "легче разогнать три румынские армии чем остановить одну дивизию СС" сказал. Это помнить - уже рейханутость?
Забыть о войне я не призываю. Но я считаю, что на теме войны спекулируют самым разнообразным способом - и при этом многие проблемы невоенной истории упрощаются и замалчиваются - вот что я считаю.
В геббельсовской пропаганде русский "ванья" изображался точно так же, т.е. откровенно придурковатый и незадачливый. Иное дело комиссар, безжалостный зверь и палач не только "фрицев" но и "ваньяк". Так, что не надо обвинять советскую пропаганду в необъективности. Пропаганда и в Африке пропаганда. Хотите знать правду о войне, читайте К. Симонова, И. Стаднюка, О. Быкова, Ю. Бондарева и др. авторов участников ВОВ.
Но пока она не написана, предложу вниманию читателей другое эссе - Манифест о примирении.
а во-вторых - где вы видели то, что так изящно обозвали малоцензурным словом? Где вы видели В ТЕКСТАХ это?
А смысл вашей статейки понятен, и ход мыслей виден как на ладони. Не нравится Вам "Агитпроп" коммунистический? не смотрите, его уже и не показывают практически.
Дедов наших и Победу их Великую и Блистательную не трогайте.
А в том, что я НИ В КОГО НЕ ПЛЮЮ, вы убедитесь, прочтя манифест о примирении. И еще, для ответа на обвинения в русофобии у меня в Контакте есть альбом.
Кто зарегистрирован, может взглянуть
http://vkontakte.ru/album11572362_132354863
если не стану самоубийцей), то перенесу и сюда его.
Потом почитала комменты и уяснила - Вы храбрая. В отличие от меня, трусливой и зависящей от чужих мнений. Спасибо, Нина.
Спасибо, Елена!
Андрей, скажу вам откровенно, мне они тоже страшно не нравятся.
«Иди и смотри» — художественный фильм режиссёра Элема Климова по сценарию Алеся Адамовича и самого Климова. Фильм снят совместно киностудиями «Беларусьфильм» и «Мосфильм», вышел в прокат в 1985 году.
Вот такая правда о войне. И, по моему мнению, не должны быть могил этих "человеков" на нашей земле. Мы их сюда не звали. Слишком быстро мы все забываем.
А что бы понять "картину войны", надо было разговаривать с теми, кто воевал, работал в тылу или был в оккупации, пока они были живы. Естественно, не с полицаями. А сейчас, после контрреволюции и охаивания всего советского недолго и "рейхануться".
А про контрреволюцию - мне особенно понравилось
Комментарий удален модератором