Бывшая узница концлагеря вспомнила зверства нацистов в Петрозаводске

На модерации Отложенный

К 9 Мая РЕН ТВ подготовил серию материалов о людях, которые стали живым символом Победы, – тех, кто сражался на передовой, трудился в тылу, и тех, кому досталась, возможно, самая страшная участь – стать узником концлагеря. Так случилось с Лениной Макеевой – когда в 41-м в Петрозаводск вошли финские войска, ей было всего пять. На глазах девочки умерли ее сестры – от голода. Сама она выжила и сейчас, уже в 88 лет, помнит все до мельчайших деталей. Алексей Полторанин продолжит.



Этот район Петрозаводска для Ленины Павловны полон страшных воспоминаний. Она показывает, где был их барак концлагеря номер 5 и дорогу, по которой ее вместе со всеми водили под конвоем на так называемый "вшивый завод", "в жарилку" для борьбы с болезнями.

"Если дверь приоткроют, опять наказывали. Увеличивали время нахождения. Ну а когда человек голодный, истощенный особенно, их уже на руках выносили с этой "жарилки", – рассказала Макеева.

Когда фашисты загнали семью в концлагерь, Ленине Павловне было всего пять лет. В этот ад они попали всемером – ее брат Юра, две грудные сестры-двойняшки, бабушка, дедушка и мать.

Пятый концлагерь и шестой располагались по соседству, их разделяла река Неглинка, узников селили в довоенных домах, здесь же располагались одноэтажные бараки – сами финны ничего не строили.

В городе было создано семь концлагерей, а всего в Карелии – 14. Оккупационные войска, войдя в Петрозаводск 1 октября 41-го, сразу установили жесточайший режим. Задачей Финляндии было вернуть не только утраченные территории после советско-финской войны, но и расширить их за счет Восточной Карелии.

"Все население разделили на две части. Это национальное население финно-угорское, которое должно стать гражданами будущей Финляндии и не финно-угорское – это русское население, которое хотели переселить из Петрозаводска, из Карелии после победы нацистской Германии", – заявил профессор кафедры отечественной истории Петрозаводского государственного университета Сергей Веригин.

Условия содержания в концлагерях были тяжелейшими. Крохотная комната на 17 человек. По полу бегали крысы. По ночам, вспоминает Ленина Павловна, заедали клопы и вши. Людей практически не кормили – давали муку, из которой мама Ленины делала болтушку.

"Хлеб, который был взят, мы за это время съели, нормы давали мизерные. И 2 января 42-го года бабушка умерла. Мне порой казалось, что говорила "Я не хочу", там с братом давала свой кусочек, мы не понимали, раз бабушка дала", – вспоминает Макеева.

Бабушка Ленины умерла от истощения, чуть позже – две маленьких сестры – Галя и Нина.

"Девочки когда умерли, когда отняли от груди. Одна прожила 11 месяцев, вторая – 13", – рассказала Ленина Павловна.

Голод заставлял идти на самые крайние меры – дети постарше рыли проходы под колючей проволокой, чтобы нарвать травы, если их замечали, то сразу расстреливали.

"Те, кто постарше, гоняли на работу. Люди порой были одеты не по сезону и большая смертность там была, отправят 30 человек, а возвращаются 20 человек", – рассказала Макеева.

Гибли от тяжелого труда и болезней, а тела отправляли на кладбище в Пески, где хоронили в братских могилах.

Памятное место в Петрозаводске. Мемориал жертвам концлагерей – на каменных глыбах изображения живых узников, а здесь списки погибших – всего 3,5 тысячи фамилий.

А всего в финских концлагерях погибли почти 8 тысяч человек. У мемориала всегда свежие цветы. Есть еще одна священная дата для жителей Карелии – 28 июня, когда во время Свирско-Петрозаводской операции катера Онежской военной флотилии ворвались в город. Финны к этом моменту уже отступили. Морские пехотинцы вошли в Петрозаводск без боя и увидели узников, бежавших на встречу со слезами на глазах.