22 апреля исполнилось 300 лет со дня рождения величайшего философа Иммануила Канта (1724-1804). 22-25 апреля в Калининграде (бывшем Кёнигсберге - на родине философа) проходил Международный Кантовский конгресс "Мировое понятие философии в современных условиях: в поисках нового будущего". Я тоже принимал в нём участие (онлайн). С основными идеями Канта я познакомился во время службы на флоте, где читал много философских книг. Моя хорошая знакомая, студентка философского факультета ЛГУ, дала мне почитать книгу Канта "Критика чистого разума". Слова Канта о том, что его восхищает звёздное небо над головой и нравственный закон внутри, побуждали меня искать нравственный закон. В 2020 году я побывал в Калининграде, где посетил все знаменитые места и узнал мнение горожан и гостей города об Иммануиле Канте. Приглашаю посмотреть мой фильм.
Представляет ли жизнь философа какой-нибудь интерес для философии? — Профессора в Сорбонне хором отвечают “Нет!” А для меня Имманиул Кант безусловно ФЕНОМЕН! До сих пор загадка, как смог сын ремесленника стать профессором и выдающимся философом в XVIII веке?!
Родители Канта заложили духовное воспитание сына, они были приверженцами пиетизма — особого течения в лютеранстве, суть которого в личном благочестии. Мать Канта была необразованной крестьянкой, но обладала «врождённой мудростью». Она учила сына основам веры, а также прививала любовь к окружающему миру. Анна Регина брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии.
Родители хотели, чтобы сын в будущем стал священником. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта и заметил, что Иммануил умеет излагать собственные мысли и преуспевает в изучении священного писания. Когда мальчику исполнилось восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кёнигсберга – гимназию имени Фридриха. Благодаря хорошей памяти и прилежанию Иммануил был лучшим учеником.
В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 годы. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Мальчик был впечатлён уроками латыни и хотел стать учителем словесности. Строгие правила и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. Философию преподавали только в старших классах. Иммануил считал, что в школе этот предмет изучался неправильно.
В шестнадцатилетнем возрасте после окончания школы Кант поступил в Кёнигсбергский университет. Там было 3 «высших» факультета — богословский, юридический, медицинский, и один «низший» — факультет философии. По воле тогдашнего короля Пруссии Фридриха-Вильгельма I, студенты могли числиться только на одном из «высших» факультетов после философского. Достоверно неизвестно, какой факультет выбрал юный Кант. Кант прилежно относился к учебе. Наиболее ему нравились естественные и точные науки. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.
Канту не удалось окончить университет из-за материальных трудностей: в 1746 году умер его отец, и, чтобы прокормить семью, Иммануилу пришлось работать домашним учителем. Почти десять лет он обучал детей знатных семей.
Свою первую научную работу «Мысли об истинной оценке живых сил» Кант начал писать на четвёртом году учёбы. Он работал над ней 3 года и 4 года печатал. Работа была полностью допечатана лишь в 1749 году на деньги дяди Канта — сапожника Рихтера. Вдохновлённый трудами Ньютона, Кант в 1747-1755 годах разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. Свою “Всеобщую естественную историю и теорию неба” Кант не подписал своим именем. В 1766 году Кант напишет странную книгу под заглавием “Грёзы духовидца”, в которой тоже не поставил своё имя.
В апреле 1755 года Кант защитил диссертацию на степень магистра. В июне 1755 года ему была присвоена докторская степень за диссертацию "Новое освещение первых принципов метафизического познания", которая стала его первой философской работой. Кант получил звание приват-доцента философии, что давало ему право преподавать в университете, не получая, однако, от университета жалования.
Практически все 15 лет в должности приват-доцента Иммануил Кант будет вести лекции. На первом этаже своего дома Кант обустроил аудиторию, где принимал студентов и слушателей. В программу входили всевозможные предметы: география, поэзия, артиллерия, астрономия. Некоторые студенты могли и не заплатить. Тех, кто не имел денег, но которых порекомендовали друзья, Кант обучал бесплатно.
Лекции Канта обладали чрезвычайной популярностью, а сам он пользовался большим успехом в качестве преподавателя. Кант говорил: "От преподавателя, стало быть, следует ожидать, чтобы он своего слушателя сделал сначала человеком рассудительным, затем разумным и, наконец, учёным. ... Не мыслям он должен учить, а мыслить — слушателя нужно не вести за руку, а им руководить, если хотят, чтобы в будущем он был способен идти самостоятельно. Такого способа обучения требует сама природа философии".
Должностные лица в Университете долгое время смотрели на Канта как на философа-любителя. Ведь он занимался философией как свободной профессией, подобно врачу или адвокату; а свои философские книги писал до или после работы. Для скромного сына ремесленника, который произошёл из многодетной семьи, эта интеллектуальная жизнь уже была большим успехом. Кант получал небольшое жалование за работу библиотекаря. Большая часть его постоянных доходов состояла из гонораров, которые выплачивали ученики.
В 1756 году Кант защитил диссертацию "Физическая монадология" и получил должность ординарного профессора. В том же году он подал прошение королю о занятии должности профессора логики и метафизики, но получил отказ. Лишь в 1770 году Кант занял постоянное место профессора этих предметов. Он читал лекции вплоть до семидесятипятилетнего возраста. Летом 1796 года Кант прочитал свои последние лекции, однако место в штате университета оставил только в 1801 году. Дважды, в 1786 и 1788 годах, философ был избран ректором Кёнигсбергского университета.
Кант почти никогда не покидал родной город. Он выбирался из Кёнигсберга не дальше Пиллау, до которого было приблизительно сорок километров морем; и всегда страдал от морской болезни.
Кант не покидал Кёнигсберг, но с удивительной точностью описывал Италию. В работе 1755 года Кант высказал предположение, что кроме известных тогда шести планет солнечной системы должны за Сатурном существовать ещё планеты. Позднее его предположение подтвердилось, были открыты Уран и Нептун.
Кант никогда не опаздывал и соблюдал распорядок дня с точностью до минуты. Регулярно каждый день философ ходил в одно и то же кафе выпить чашку чая. Официантам даже на часы не приходилось смотреть. Каждый новый день начинался в 5 часов утра. За рабочим столом философ проводил минимум два часа. Он медленно попивал чай (или кофе), раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. В 7 утра Кант переодевался и спускался в лекционный зал, где его ждали преданные слушатели. Читал лекции Кант медленно, разбавляя философские идеи юмором. После двухчасовой лекции Кант возвращался в кабинет и вновь переодевался в ночную пижаму, колпак и надевал треуголку сверху. За рабочим столом философ проводил 3 часа 45 минут. Затем он выпивал бокал венгерского вина и садился за стол обедать с друзьями.
Трапезничал философ один раз в день. Стол изобиловал едой. Обедал Кант любимой ложкой, которую хранил вместе с деньгами. В молодые годы Кант позволял себе выпить даже сверх меры. Но став взрослее, этого не повторял. Философ ненавидел трапезничать в одиночестве. За столом обсуждались новости, происходящие в мире, но никак не философия. Кант играл роль ходячей энциклопедии, ему задавали вопросы обо всём, он мог вести беседы на любые темы.
После обеда Кант совершал прогулку до крепости Фридрихсбург, причём всегда шёл по одному и тому же маршруту, который соседи окрестили “Философской тропой”. Прогулки для Канта были упражнением в возвращении себе духовных сил. В шесть часов после чтения газеты он отправлялся в свою рабочую комнату (в ней постоянно поддерживалась температура в 15 градусов) и снова принимался за работу. Садился всегда так, чтобы можно было видеть башню старого замка. Около десяти часов Кант шёл в спальню, окно которой в течение всего года было закрыто ставнями, раздевался и ложился в постель. Спал Кант в абсолютной темноте; по нужде выходил держась за верёвку, протянутую от кровати до двери.
Кант был слаб здоровьем. Он считал себя ипохондриком и меланхоликом. В записной книжке Канта неразборчивым почерком написано: “Моя ненависть, моё отвращение к существованию, это всё разные способы принудить меня существовать, ввергнуть меня в существование; [...] слюна у меня сладковатая, тело тёплое; мне муторно от самого себя [...]”.
В молодости Иммануил Кант говорил, что доживёт до 80 лет. За всю свою жизнь он никогда серьёзно не болел. Но когда философу исполнилось 79 лет и 6 месяцев, профессор слёг и уже не поправился. Умер Кант через четыре месяца — 12 февраля 1804 года. Перед смертью он сказал: «Es ist gut» («Это хорошо»).
"Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность", — говорил Кант. — "Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни".
Когда скончался Кант, траур в Кёнигсберге был всеобщий. 16 дней горожане нескончаемым потоком шли в дом на Королевской горе. Первоначально Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Кафедрального собора и стал последним, похороненным в ней. Могила Канта была отреставрирована в 1996 году в числе первых работ по восстановлению Собора. Сейчас могила Канта одно из самых посещаемых экскурсионных мест в Калининграде.
После победы России в Семилетней войне (1756-1763) Иммануил Кант несколько лет был российским подданным. В январе 1758 года Кёнигсберг был занят русской армией. Когда российская армия стояла в Кёнигсберге и ещё «непрофессор» Иммануил Кант преподавал российским офицерам военную архитектуру, пиротехнику и другие дисциплины. Лекции Канта по фортификации посещал и Александр Васильевич Суворов. Вместе с преподавателями университета принёс присягу и доцент Кант. Как и все, он обязался «быть верным и покорным всесветлейшей и великодержавнейшей императрице всех россиян Елизавете Петровне». Сохранилось прошение Канта на имя императрицы Елизаветы, с просьбой назначить его заведующим кафедры логики и метафизики Университета. Однако до императрицы прошение, похоже, не дошло.
Завещанием Канта можно считать его работу "К всеобщему миру" и ответ на вопрос "Что такое просвещение". Эссе «Что такое Просвещение?» было опубликовано в 1974 году в выпуске «Берлинского ежемесячного журнала». «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого, — писал Кант. — Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения».
Кант признавал: "На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума".
Кант сформулировал основные вопросы, которые ставил себе целью разрешить: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что смею надеяться? 4. Что такое человек?
В трактате «Критика чистого разума» (1781 год) Кант формулирует свой знаменитый тезис: «вещь в себе», означающий, что пространство и время на самом деле субъективны. Важен не объект, а субъект, то, как он воспринимает мир. Философ объясняет, что мы ничего не можем воспринять вне пространства и времени.
Кант различает мир, как он есть сам по себе ("вещь в себе"), и мир как он дан в явлении, то есть в опыте. В мире, который сформулировал Кант, в сфере трансцендентных предметов, лежащих за пределами нашего опыта, времени и пространства нет.
С точки зрения Канта, наше знание обусловливается не столько внешним материальным миром, сколько общими законами и приёмами нашего ума. Чтобы вообще могло состояться познание, не наши познавательные способности должны соответствовать миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями.
Кант жил в своём замкнутом мире и плохо знал реальную действительность. Часто он принимал желаемое за действительное, подменяя жестокую правду жизни своими умозрительными конструкциями. Философ делал ставку на ум и боролся с неподвластными чувствами.
Что-то указывало Канту на сверхприродное предназначение его сущности. Кант говорил, что не может увидеть бесконечности. И хотя она непосредственно невыразима, есть что-то такое, чего нельзя увидеть и пощупать, но что создаёт в разуме идею бесконечности. Разум требует единства всех частных законов, их выведение из единого универсального закона. Кант хотел открыть этот общий универсальный закон, из которого бы вытекали частные законы.
Иммануил Кант разрушил старую мораль. Он говорил: «Мораль — это учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья». Если раньше предназначение человека искали в его врождённой природе, то в эпоху Просвещения центром вселенной стал не Бог, а человек. Человек перестал быть средством осуществления божественного проведения и становится целью. Человек есть «самый главный предмет в мире», полагал Кант. Существование человека «имеет в себе самом высшую цель...»
"Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне". Эти слова Иммануила Канта знает почти каждый, однако немногие знают смысл и содержание морального закона. По Канту, только безусловный принцип, то есть не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона.
Некоторые моменты человеческого поведения неподвластны обычной житейской логике, человек часто действует не только в связи с простой необходимостью. Например, спасает постороннего, подвергая свою жизнь опасности. Это внутреннее требование Кант и назвал категорическим императивом.
Все принципы морали восходят к одному верховному принципу — КАТЕГОРИЧЕСКОМУ ИМПЕРАТИВУ, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, быть честным).
Понятие КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ было сформулировано Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785 год) и подробно исследовано в последующем трактате «Критика практического разума» (1788 год). В результате Иммануил Кант формулирует принцип: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Первый практический принцип категорического императива таков: поступай только в соответствии с тем принципом, который для тебя имеет силу всеобщего закона. Второй практический принцип категорического императива: всегда относись к другому человеку как к цели и никогда как к средству.
Императив — это правило, которое содержит объективное принуждение к поступку. Моральный закон — это необходимость действовать вопреки внешним воздействиям (моральное принуждение).
Бывает императив гипотетический и императив категорический. Гипотетический императив — это моральное принуждение при определённых условиях. Категорический императив — это моральное принуждение к действию безотносительно каких-либо условий (потому он и категорический).
В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает три постулата практического разума. Первый выражается формулой: «Ты должен, значит ты можешь». Второй постулат: «Должно существовать бессмертие души человека», поскольку, что без надежды на счастье у людей не хватило бы душевных сил исполнять свой долг вопреки внутренним и внешним препятствиям. Третий постулат: для первого и второго постулатов нужен гарант, им может быть только Бог, а значит, Бог должен существовать.
В этическом учении Канта человек рассматривается с двух точек зрения: человек как явление, и человек как вещь в себе. Поведение первого (человек как явление) определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго (человек как вещь в себе) должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу.
Поведение человека может определяться как практическими интересами, так и моральными принципами. Возникают две противоречивые тенденции: стремление к личному счастью (удовлетворению материальных потребностей) и стремление к добродетели.
Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Поэтому нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности, говорил Кант. «С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперёд».
Человек не проявляет эгоизм только тогда, когда рассматривает своё «Я» не как весь мир, а только как часть его.
Кант считал, что по-настоящему моральное, по-настоящему «человечное» действие является прежде всего действием незаинтересованным. Свобода человека понимается здесь как способность преодолевать логику природных склонностей, борьбу с личным эгоизмом. "... эгоизм, который, будучи возведён в принцип всех наших максим, есть как раз источник всякого зла".
В книге “Критика способности суждения” Кант напишет: “Ибо там, где выступает нравственный закон, объективно нет свободного выбора в отношении того, что нужно делать”. "Человек может мудрить сколько угодно, и всё же он не может заставить природу следовать иным закона".
Человек должен стремиться в бесконечном прогрессе своих максим к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит ДОБРОДЕТЕЛЬ — высшее, чего может достичь конечный практический разум. Добродетель Кант понимал как борьбу с личными интересами. Добродетель коренится в незаинтересованном действии, ориентированном не на личный эгоистический интерес, а на всеобщее благо.
Стремление не к личному счастью, а стремление к добродетели должно быть целью жизни. По Канту, счастье сосуществуют лишь в потусторонней жизни. Поэтому стремление к счастью может быть осуществлено лишь верой в Бога.
Для Канта, добродетель является борьбой свободы против нашей природности, а не совершенством, данным нам природой. Эту «вторичную природу», это внутреннее единство человека, задуманное и созданное свободной волей людей во имя общих ценностей, Кант называл «царством целей».
Немецкий философ считал, что в людях изначально (априори) сидит нравственный закон, который требует действовать порой вопреки всякой логике и прагматике. Он считал, что нравственные принципы не зависят от внешней среды.
По Канту закон нравственности не должен быть зависим от получаемого опыта, он априорный. Стремление к нему не должно быть названо ни Богом, ни желанием счастья. Он должен исходить из практического разума и автономности нашей воли. Практический разум — единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю.
По Канту, мораль не должна зависеть от жизненного опыта и всех прочих доводов. Этическое учение Канта о том, как ДОЛЖНО быть, а не как есть на самом деле. Для него ориентиром являются не фактические поступки людей, а требование долга. Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону. Именно в долге Кант ищет источник всеобщности моральных норм.
Кант полагал, что эволюция человеческого общества связана с его моральным совершенствованием: люди из естественного состояния должны перейти в моральное. Философ преуменьшает значение понятия совесть, для него это лишь чувство, важнее долг — как веление разума. При этом Кант восхищался Ж-Ж. Руссо, для которого совесть — источник морали, “бессмертный божественный инстинкт и голос Небес”.
"Различие между ложной и здоровой моралью состоит в том, что первая ищет лишь средства против зла, а вторая заботится о том, чтобы не было самих причин этого зла", — утверждал Кант. "Угроза вечного наказания не может быть непосредственным основанием для морально добрых поступков, но, несомненно, может быть сильным противовесом соблазну к злу..."
"Обладание властью неизбежно извращает свободное суждение разума", — говорил Кант. — "Я могу, конечно, представить себе морального политика, то есть такого, который так относится к принципам политики, что они совмести с моралью, но не могу представить себе политического моралиста, который строит свою мораль так, как того пожелают интересы государственных мужей".
Насколько универсален моральный закон Канта?
Некоторые сравнивают моральный закон Канта с "золотым правилом нравственности" (которому 5 тысяч лет!): "Как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и с другими поступай. Чего себе не желаешь, того и другим не делай". Многие философы критиковали категорический императив Канта. "Может это и верно в теории, но не годится для практики", — говорили и говорят скептики. Категорический императив не имеет конкретного содержания, он носит характер общего призыва. «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию». "Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить".
Юридические законы Кант выводил из нравственных. Философ признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь». "Итак, всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразно с всеобщим законом..." "Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека".
Иммануил Кант полагал, что в людях изначально (априори) сидит нравственный закон, который требует действовать порой вопреки всякой логике и личной выгоде. Например, спасать из горящего здания постороннего, подвергая свою жизнь опасности. Немецкий философ считал, что эта альтруистичность, как и способность мыслить о всеобщем и понимать красоту, заложены в человеческой природе. То есть они от Бога.
По мнению философа, человек должен признать необходимость существования кого-либо, кто стоит за материальными вещами. Эту мысль Кант излагает в своём трактате «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога». Трактат был написан 39-летним философом в 1763 году. В нём Кант последовательно разбирает вопрос о том, что такое бытие и предполагает, что существует некое высшее Бытие, а всё остальное существует через него.
Вопрос существования Бога являлся основным для немецкого мыслителя, и только его решение даёт основания для познания бытия всего сущего. Иммануил Кант изучал теорию пространства с физической точки зрения и доказывал существование Высшего Разума, от которого берут начало все явления жизни. Учёный считал, что, если есть материя, значит, существует Бог.
Кант утверждал, что доказать существование Бога невозможно: "...Мне пришлось ограничить знание, чтобы дать освободить место вере...".
Иммануил Кант полагал, что понимание Бога возможно только посредством определений (Благой, Всемогущий, Всезнающий и т.д.). Однако только из понятий о Боге не может выводиться доказательств Его существования. Бог – не существование (предикат), а сущность, заключает Кант. Но если ничего не сказано о причине существования, то «высшее совершенное» существо может и не существовать.
Кант говорил, что в Боге нам интересна не его тайна, а моральная значимость для нас. Бог – это моральный постулат. Человека нельзя лишать надежды, что посредством морального поведения он достигнет заслуженного счастья. Это, конечно, утопия, но надежда должна быть, и дать её может только Бог.
По представлению Канта, счастье существует лишь в потусторонней жизни, с Богом. Таким образом, стремление к счастью может быть осуществлено лишь верой в Бога. А значит, на моральной почве, и ни в коем случае не на умозрительной.
Кант утверждал, что в понятии Бога нет какого-либо конкретного смысла, скорее это «объект чистой мысли». Он считал, что Бог существует вне сферы чувственного опыта и природы. Поскольку мы не можем познать Бога опытным путём, то невозможно и доказать словами существование Бога.
«Всякая возможность предполагает нечто действительное, в чём и через что дано всё мыслимое», – полагал Кант. Для того, чтобы мы могли что-либо мыслить вне зависимости от данности вещи в этой реальности, должна существовать другая реальность, через которую мы могли бы это мыслить. Все вещи, существующие в мышлении, уже некоторым образом существуют в высшей реальности. Любая мыслимая вещь уже дана нам в восприятии, то есть сознание соотнесено со сверхбытием, и только поэтому имеет место возможность мышления или познания о вещах.
Одни утверждают, что Кант был безбожником. Другие доказывают, что логический вывод о бессмертии души и необходимости Бога как гаранта человеческих надежд на счастье фактически является доказательством бытия Божия.
Переходя к рассмотрению оснований для доказательства бытия Бога, Кант начинает с того, что рассудок и воля должны быть присущи высшей реальности. Кант был убеждён: если бытие существует необходимым образом, то должно существовать и высшее бытие, которое есть Бог.
Известный российский кантовед д.ф.н. А.А. Гусейнов (мы познакомились на школе молодых учёных в Тбилиси в 1986 году) считает, что «Кант не соглашается элиминировать из человеческой жизни ни счастье, ни добродетель, он пытается найти порядок их соотношения, их субординацию как двух частей высшего блага. Его решение состоит в том, что на первом месте стоит мораль, а счастье, хоть имеет свой источник, должно идти вслед за ней и быть ей соразмерно».
В своём докладе на Кантовском конгрессе "Место практического разума в критической философии Канта" д.ф.н. А.А. Гусейнов сказал: "Только практический разум, являющийся выражением свободной причинности, способен обеспечить единство разума".
Как участник Кантовского конгресса я прослушал многие доклады и выступления. Приведу наиболее интересные высказанные идеи.
Выбор, стоящий перед человеком, во все века один и тот же: важнее удобство или благо? общечеловеческое или национальное? эгоизм или альтруизм? Что делает человека человеком?
Величайшим достижением Канта является трансцендентальное сознание. Кант открыл трансцендентальную чувственность и трансцендентальное сознание. Однако не признавая другого сознания, кроме субъективного, Кант впал в противоречие, ибо трансцендентальная чувственность, обусловливающая пространство и время, трансцендентальное сознание, обусловливающее мир, не могут быть субъективными. Философская мысль ищет безусловного, а находит только антропологически обусловленное. Стало быть, в конце концов, не находит подлинного основания знания.
Достижением Канта признаётся учение об антиномии. Причиной антиномизма Канта является страх перед растворением рассудка в опыте. Именно это приводит философа к разведению мира явлений и мира вещей самих по себе.
Главная нерешённая загадка Канта: может ли человек как ноуменальное существо быть свободным в феноменальном мире, где всё подчинено законам естественной причинности? Кант утверждает: да, мир детерминистичен, но человек как ноуменальное существо может быть свободным.
Как же Кант спасает свободу?! Феноменальные характеры людей сообразуются их интеллигибельными, т.е. ноуменальными характерами. Хотя поступки людей на феноменальном уровне и детерминированы естественными причинами, сам характер этой детерминации зависит от свободного выбора людей на ноуменальном уровне, на уровне их интеллигибельных характеров.
В чём же этическая свобода личности в феноменальном мире? Кант опирается на моральный закон как единственный факт, от которого можно плясать.
Нельзя ли считать, что то, что происходит в интеллигибельном мире (не в обычном смысле, что это является причиной человеческой свободы), те процессы, которые там происходят, оказывают влияние на развитие феноменального мира? в том смысле, что сам феноменальный мир в своём совершенстве приближается к интеллигибельному миру?
Как трактовать свободный выбор индивида на ноуменальном уровне? Разные свободные решения людей не нарушают единого феноменального уровня. Возможно ли допустить влияние Высшего Существа и не нарушает ли это свободный выбор человеческих личностей? Эти загадки кантовской философии не только не решены, но и не могут быть решены.
Как сообщили в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), незадолго до смерти Иммануил Кант закончил своё первое и последнее русскоязычное произведение (трактат) – «Критика англосаксонского разума». Его единственный экземпляр философ направил императору всероссийскому Александру I. В 1922 трактат был обнаружен в архиве легендарного старца Фёдора Кузьмича, передан в ГПУ при НКВД РСФСР и засекречен. Решение рассекретить текст было принято прямо к 300-летию великого философа (апрель 2024). Вскоре трактат – с предисловием И.А. Ильина, написанным в 1933 году – будет опубликован тиражом 7 млн. экз. в издательстве АСТ.
ПО МОЕМУ МНЕНИЮ Бог есть стержень, без которого кантовская система разваливается. Бог не может быть понят умозрительно и доказан логически. Некоторые считают, что доказательств нет и быть не может, потому что о Боге можно говорить только апофатически: Он не то, и не это, и не то... Поскольку Бога познать невозможно, остаётся только верить. Если ты веришь в Бога, то Он для тебя есть. Однако субъективная потребность и моральная необходимость в признании Бога ещё не доказывает, что Он есть. Атеисты не верят в Бога, но охотно верят Дарвину, хотя его теория тоже окончательно не доказана.
В мире по сути всего две Идеи: Первая – мир был сотворён Богом и надо жить по божественным законам, любить ближних и помогать слабым. Вторая – наш мир есть результат долгой эволюции, и жить надо по природным законам естественного отбора, где выживает сильнейший, а слабый погибает, где каждый за себя и выживать надо любой ценой.
По каким же законам жить: бороться за выживание любой ценой или жертвовать собой ради любви к ближнему?
Если жить по закону Бога, то нужно жертвовать собой из любви к ближнему. Но если жизнь даётся только раз и бессмертия не существует, то стоит ли жертвовать своей жизнью во имя чего-либо? Заслуживает ли какая-нибудь идея, чтобы отдать ради неё жизнь? Что важнее: жизнь или идея?
Если важнее жизнь, то ради сохранения своей жизни можно пожертвовать любыми идеалами, пойти на любое преступление. Если важнее идея, то ради высокой идеи можно пожертвовать своей жизнью, а если потребуется, то и жизнью других людей.
Поставьте человека в нечеловеческие условия, и он нарушит любые запреты. Человек – существо порочное. Устройство общества может либо потворствовать его порочности, либо ограничивать. Ограничение инстинктивной природы человека и есть культура. Но инстинкты сильнее культуры. Знания не делают человека лучше.
Кантовский принцип "Относись к другому человеку как к цели и никогда как к средству" носит характер призыва; в реальной жизни он редко встречается и трудно выполним.
О заповеди Христа – «возлюби врага своего» – мало кто вспоминает. Как-то я посоветовал приятелю, поступать по заповеди божьей. — Вспомни заповедь: возлюби ближнего как самого себя. — Да я себя ненавижу!
Можно ли выжить, прощая врагов своих и возлюбив их по заповеди Христовой?
Если я возлюблю ближнего как самого себя, то не должен его жрать, и тогда он сожрёт меня. Значит, я из любви к ближнему должен принести себя в жертву? Да никто не живёт по христовой заповеди! Это только на словах призывают к любви, а на деле жрут друг друга. Необходимость заставляет бороться за выживание. Значит, не верна христова заповедь, если противоречит природе человеческой. Выходит, Христос ошибался, раз не под силу людям любить ближнего своего как самого себя.
А может, не верен идеал, если живут не по нравственному закону, а по закону природному? Значит, права жизнь, а не наши идеальные представления о ней? Но если прав закон природы, тогда почему так укоренены в сознании человечества нравственные заповеди, притом что люди живут по закону выживания и личной выгоды? Откуда этот нравственный закон? Из инстинкта самосохранения или извне? Что есть эти призывы к любви, этот нравственный закон: осознание необходимости выживания или вмешательство Бога? Внешняя необходимость или внутренняя? И если нет правды на земле, возможно, правды нет и выше? Если на Земле таков закон природы, возможно, что и в Космосе царит то же самое, та же борьба?"
Повсюду борьба за выживание, а в результате череда смертей, кажущаяся бесконечной. Убийства, конфликты, ни дня без распрей; кажется, вся история человечества — нескончаемая череда войн. Что может удержать человечество от самоуничтожения? Только любовь. Она — необходимость. Внутренняя необходимость! А возможно, и внешняя. Без любви, человечество обречено на самоуничтожение». (из моего романа-быль "Странник"(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
В романе-быль "Странник" (мистерия) я сформулировал свой моральный закон — ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ. Как и у Иммануила Канта мой моральный закон носит характер императива, обладает всеобщностью и универсальностью.
Творение имеет принцип, И он во всём, всегда, везде: Любовь творит необходимость И в Космосе, и на Земле. Необходимость жить любовью, Необходимость мир любить, И принимать любовь и с болью, И даже мучаясь, творить. Творить любовь — необходимость! И всё подчинено тому. Ведь всё, к чему бы ни стремилось, Творит зачем и почему. Зачем себя осуществляем? И почему хотим любви? Тем волю Бога исполняем, Достичь желая Красоты. Творить себя — необходимость, Любовь нас требует себе. Что в Космосе — и в нас вместилось, Вселенский смысл — он и во мне! — ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ (из моего романа-быль "Странник"(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях: 1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что 2\ Смысл – он везде 3\ Любовь творить необходимость. 4\ Всё есть любовь.
Возможность оставлять комментарии временно отключена
kapitan nemo
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2024-04-27 в 10:44
# 107920344
Пожаловаться
Немцы дофилософствовались до Гитлера. Вина канта в этом тоже есть. Патамушо наряду с интересными рассуждениями гнал также муть для опиума народа. И еслибы не маркс, так бы оно было. Короче, маркс разбудил ленина, который и заткнул всяких кантов, Ницше и прочих шопенгауэров за пояс. Русо туристо это и есть - облико морале !
0
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Комментарии
Немцы дофилософствовались до Гитлера. Вина канта в этом тоже есть. Патамушо наряду с интересными рассуждениями гнал также муть для опиума народа. И еслибы не маркс, так бы оно было. Короче, маркс разбудил ленина, который и заткнул всяких кантов, Ницше и прочих шопенгауэров за пояс. Русо туристо это и есть - облико морале !