О налоговой системе – волшебной палочке экономики

На модерации Отложенный

25 апреля с. г. начинает работу съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В связи с высказанным в Послании Федеральному собранию указанием Президента РФ В.В. Путина «продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы», участникам съезда РСПП будут интересны рекомендации Российской Академии наук по решению проблем, указанных Президентом. Статья, посвященная этим рекомендациям, опубликована в газете «Аргументы недели 5-11 апреля 2023 г. В том же апреле по материалам статьи выступил главный редактор газеты А.И. Угланов в передаче «За углом»

Ниже приведена стенограмма его выступления. 

 

«Почему деньги любят китайцев?» 

с подзаголовком «О налоговой системе – волшебной палочке экономики»

 

Добрый день всем слушателям и зрителям моего канала «За углом». То, о чем мы будем сегодня говорить, повергнет вас в шок. С другой стороны, вы ясно увидите, какой абсолютно гигантский промышленный и экономический потенциал заморожен у нас в стране и что будет, если привести в порядок всего несколько понятий, которые до сих пор не замечаются. К нашему счастью, их заметили и собираются предоставить гражданам страны члены специальной комиссии Российской академии наук, созданной по приказу президента РАН Геннадия Яковлевича Красникова. 

В РАН предложили мне сделать это первым, что я с удовольствием и делаю. 

Далее последуют рекомендации Правительству по совершенствованию нашей налоговой системы. Да, мы ею заслуженно гордимся. Вернее, может быть, гордились. Чего стоит один совершенно уникальный подоходный налог, которого нет в мире: 13% – почти ничего. Но в мире, как оказалось, есть и другие сияющие высоты. О них и пойдет речь. Так что сядьте крепче на стулья и табуретки. То, что вы сейчас услышите, повергнет вас в шок. 

Начну с фразы, которую Президент России Владимир Владимирович Путин произнес на недавней встрече с китайским лидером Си Цзяньпином. Обращаясь к нему 20 марта, он сказал: «За последние годы Китай сделал колоссальный рывок вперед в своем развитии. Во всем мире это вызывает неподдельный интерес, и мы даже немножко вам завидуем». Я попробую обратить внимание на некоторые факты, которые, возможно, имел в виду Владимир Владимирович. 

В 1991 году ВВП России составлял 496 миллиардов долларов, что составляло 3,4% мирового ВВП. Это валовый внутренний продукт. А ВВП Китая в 1991 году составлял 415,5 миллиардов долларов. Так вот, в 2021 году, два года назад, когда есть статданные, ВВП России увеличился чуть больше, чем в 3 раза, до триллиона 770 миллиардов долларов. Это 1,7% мирового ВВП. Спустилось в два раза. За этот же период, с 1991 по 2020 год, ВВП Китая вырос в 40 раз, до 17,5 триллионов. У нас – в 3, в Китае – в 40. Это 18% мирового ВВП. Таким образом, уже в 2020 году Китай обогнал нас по ВВП на душу населения. При том, что у нас его меньше, этого самого населения, практически в 10 раз. 

Два слова о роли России в экономике Китая. В 2021 году импорт из России составил 68 миллиардов долларов – это то, что мы туда ввезли – или 2,5% от общей суммы импорта Китая. Это 2,7 триллиона долларов – сколько он ввез. А экспорт китайцев в Россию составил 72,7 миллиарда долларов или 2,16% от общей суммы экспорта Китая во все страны мира, которая составляет 3,36 триллиона долларов. 

Для справки. В 2022 году, в прошлом году, импорт Китая из США составил 153 миллиарда, а экспорт из Китая в США – аж 536 миллиардов. У нас – 70, здесь – 500. Объем торговли США и Китая в 2022 году обновил исторический рекорд. Хотя нужно признать, что население США, скорее всего, уже приближается к полмиллиарда. Так что цифры торговли внутри этого треугольника – Россия, Китай, США – вполне адекватные. Ну почти адекватные. 

А сейчас перехожу к главному шоку этого выпуска. С чего это Китай рос эти 30 лет так, как на дрожжах? Так вот, вы не поверите, но бурный рост внутреннего валового продукта Китая (ВВП) за последние годы во многом предопределила налоговая система и низкие ставки по кредитам. Тема сложная, но очень прошу вас дослушать до конца. У вас откроются глаза на все, что происходит и у нас, и в мире, и в Китае. 

Например, в Китае не облагают подоходным налогом и социальными взносами вообще доход до пяти тысяч юаней в месяц. По курсу на 21 марта 2023 года это примерно 50 тысяч рублей в месяц. Поясняю, если у вас доход в месяц 50 тысяч рублей, и вы китаец, то подоходного налога с вас не берут. Если бы в России подоходным налогом не облагали эти самые суммы – до 50 тысяч рублей в месяц, то от него были бы освобождены – внимание! – 72% работников. По данным на 1 декабря 2018 года только 2% китайцев – представляете, 2% – платили подоходный налог, и правительство хотело, и сегодня это происходит, поднять этот показатель до 15%. То есть, что значит поднять? Чтобы китайцы, как можно большее их количество, получали больше 50 тысяч рублей в месяц. Вот в чем цель китайского правительства – чтобы народ, граждане получали как можно больше и уже тогда драть с них налоги. 

Еще очень важно: в Китае действует – слушайте очень внимательно – прогрессивная шкала подоходного налога с максимальной ставкой – 45%. Налог на добавленную стоимость (НДС) – 13%. Ставка по кредитам в среднем – 2,75%. У нас подоходный налог для всех – в 13%, НДС – 20%, ставка по кредитам – вы и так знаете. Разумеется, не считая специальные правила для ряда предприятий во время проведения СВО. 

А сейчас новый шок. Посмотрим, что дало бы китайское подоходное налогообложение нам, то есть в России. Согласно данным нашей Федеральной налоговой службы (ФНС), в 2020 году в России был собран подоходный налог на физических лиц (НДФЛ) в сумме 4,25 триллиона рублей. Запомните, 4,25 – собрали налогов с физических лиц. При этом официально известно, что совокупное состояние 500 российских миллиардеров в 2020 году выросло на 207 миллиардов долларов. В рублях – 14,9 триллионов рублей. Так вот, если с этого дохода взять, как в Китае, 45% подоходного налога, то бюджет получит 6,7 триллионов рублей. Напомню, что реально собранный подоходный налог в том самом 2020 году составил у нас лишь 4,25 триллиона рублей. Сравните, по-нашенски – 4,25 триллиона, а по-китайски – 6,7 триллионов. То есть вполне можно ввести необлагаемый налогом доход в 50 тысяч рублей в месяц, как в Китае. Тогда и наши 72% работников можно смело освобождать от уплаты подоходного налога. 

Разница в 2,5 триллиона рублей пойдет в дополнительный доход для народа, в основном на увеличение спроса, а значит, произойдет стимулирование промышленности. Это те самые инвестиции, которые мы ищем по всему миру. 

Понятно, что дело не в Китае, а в том, что наш капитализм существенно отличается от того, что построено в развитых странах, примеру которых и последовал Китай. Основой существования капитализма в этих странах является система, основанная на мелкой и средней собственности.

Главной фигурой при этом является предприниматель. Именно такой капитализм строят развитые страны. 

Вот таблица по малым и средним предприятиям во всем мире. В России таких всего 23% в валовом внутреннем продукте (ВВП). Это 6 миллионов предприятий. В США уже в два с лишним раза больше – 53% ВВП и 23 миллиона предприятий. В Японии – 55% ВВП. В Китае средние и малые предприятия составляют 60% ВВП и 18 миллионов предприятий. Но самое большое – это Евросоюз. Там аж 75% всех предприятий или 22 миллиона фабрик, заводов и организаций, в отличие от наших 6 миллионов. 

Вы представляете, какой у нас гигантский потенциал при наших ресурсах, территориях, пахотных землях и вообще всего, что только можно себе представить. В нашей стране, похоже, была взята за основу модель южнокорейского государственного капитализма. Это когда производственный процесс концентрируется в нескольких гигантских корпорациях, контролируемых правительством, таких как известный всем «Самсунг». И в Южной Корее такая модель работает, как часы. Замечу, только в Южной Корее, но не в ЕС, не в Японии, не в США или Китае. Но именно такую модель до сих пор пробуем осуществить мы вот уже лет 15. 

Как считают в Российской академии наук, при накоплении богатств в огромных корпорациях меняется характер мышления их руководителей. Главными фигурами в деловом мире становятся менеджеры-управленцы. Но менеджер обладает совершенно другими чертами, нежели предприниматель. И вместо стремления к нововведениям, риску и независимости мы видим осторожность, стремление к продвижению по службе и к власти. Классический пример – это Чубайс. Обворовал «Роснано» и сбежал в Турцию. Хотя я лично знаю людей, которые предлагали Чубайсу внедрить изобретения, имеющие мировое значение, те же беспилотники. Это было еще лет 10 назад. Но Чубайс оказался даже не менеджером, а чем-то совсем непотребным – даже слушать их не хотел. 

Такая практика хоть как-то объясняет невысокие темпы нашего экономического развития и трудности на пути создания инновационной экономики. Мало того, Россия обременена тем, что многие наши крупные промышленники не являются создателями своих производств, а получили их в готовом виде с помощью тех же жульнических залоговых аукционов, да и просто приватизации по тому же Чубайсу, которая проводилась в 90-е годы прошлого века, совсем недавно. Разумеется, я не имею в виду предприятия ВПК, о которых особый разговор и к которым особое отношение Правительства. В результате гражданский сектор нашей экономики развивается крайне медленно. Об этом в своих передачах на государственном радио и ТВ регулярно говорит Владимир Соловьев, Евгений Сатановский, заместитель председателя Госдумы Александр Бабаков и многие-многие другие. Причина их недоумения вот в чем. В 2021 году объем промышленного производства в России относительно уровня 1991 года, то есть 30 лет, составил 106%. А ВВП со 100 увеличилось до 130%. То есть за 31 год средний годовой рост промышленного производства в России составил 0,2%, а рост ВВП – 1% в год. 

Продолжаю официальную статистику от специальной комиссии, созданной по решению президента РАН академика Геннадия Красникова. На 1 января 2017 года число средних и крупных предприятий и организаций в России составило 52 тысячи. Многие из них до проведения СВО не были загружены из-за отсутствия спроса. Коэффициент использования мощностей в обрабатывающей промышленности составлял около 60%. Всего 60%. В том числе: в отрасли производства машин и оборудования – 35% загрузки, электротехника и приборостроение – 34% загрузки, производство транспортных средств – 38% загрузки. Выпуск продукции в натуральном исчислении сократился в десятки раз. Например, в 1990 году в России выпускалось 214 тысяч тракторов. В 2021 году их было произведено всего 7,5 тысяч. Было 214, стало 7,5 или 3,5% от уровня 1990 года. Зерноуборочных комбайнов в 1990 году было выпущено 65 тысяч, а в 2021 году – 6,8 или 10% от уровня 1990 года. Производство металлорежущих станков относительно 1990 года составило лишь 6%. 

Понятно, долгие годы было дешевле и удобнее покупать импортные трактора и станки. Но сегодня этот процесс остановлен и не нами. Покупать трактора через третьи страны стало дорого и опасно – останешься без запчастей. Так что самое время обратить взор к Китаю, но не в смысле покупать китайские трактора и станки, а в смысле перевода экономики на правила, зарекомендовавшие себя как в Китае, так и во многих развитых в экономическом отношении странах. До сих пор недостатки российской экономической системы, и в том числе системы налогообложения компенсировались высокими ценами на нефть. Но год назад все изменилось в один день. Неприятие срочных мер может привести к абсолютно нежелательным последствиям. 

Но вернемся еще раз к налогам. Про китайские налоги мы уже говорили. Давайте сравним наши налоги и налоги в Соединенных Штатах. Напомню вам, что в США за налоги можно упечь в тюрьму даже самого богатого, даже бывшего президента, как сегодня происходит с Дональдом Трампом. Смотрите все подробности в сериале «Пробуждение троянского мустанга». Всего вышло 7 сезонов. Смотрите по ссылке в описании. Но что касается Соединенных Штатов, то там шкала подоходного налога прогрессивная, а не плоская в отличие от нас. При этом в Штатах доход около 1 000 долларов в месяц налогом тоже не облагается. Это 70 000 рублей на наши деньги. В Китае 50 000 не облагается, в США 70 000 налогом не облагается. Максимальная ставка при этом подоходного налога – это 37%. В Китае – 45%, в США – 37%, у нас – 13%. Так вот, в США из 37% на социальные взносы уходит 13,3%. Но там нет НДС, у нас – 20%. Но там есть налог с продаж, разный во всех Штатах. То ли 6%, то ли 7%, но никак не 20%. В США нет налогов на имущество предприятий. У нас это 2,2%. 

А сейчас слушайте очень внимательно. Это ключевая фраза: США налоги берут с богатых. Подоходный налог с них составляет 45% доходов всего Госбюджета США. 

Почти половина Госбюджета США – это налоги с богатеев. У нас это лишь 10% доходов консолидированного бюджета. 77 миллионов американцев или 44% всего трудоспособного населения страны в 2018 году были освобождены от уплаты федерального подоходного налога. Вот что значит получать налоги с богатых, всего лишь лишая их возможности каждый год покупать по яхте за полмиллиарда долларов или по футбольному клубу в Британии или Монако. 

Завершая обзор рекомендаций специальной комиссии Российской академии наук, можно смело и с надеждой заявить, что именно от качества налоговой системы зависит уровень развития экономики, объем доходов и государства и наше с вами благосостояние. Так что опыт Китая – это лучшее тому подтверждение. 

Напомню, все, о чем я говорил – это проект рекомендаций по совершенствованию российской налоговой системы. Он подготовлен специальной комиссией Российской академии наук, созданной президентом РАН Геннадием Красниковым. 

На этом я с вами прощаюсь и до новой встречи у меня «За углом».