Гармоничное развитие личности. Влаген
На модерации
Отложенный
«Если бы даже сам Бог предложил мне выбор
между абсолютной истиной и вечным стремлением к ней
с горечью поражений и радостью побед, я бы выбрал последнее".
Лессинг
Во все времена и эпохи лучшие умы человечества мечтали о совершенной личности, ставили вопрос о том, каков человек ичто надо сделать, чтобы он стал высшей ценностью.
В изобразительном искусстве и литературе, в философских и политических трактатах, в педагогических сочинениях всех народов создавались идеалы гармоничного человека.
В Китае, около трех тысяч лет тому назад, была разработана практическая дисциплина, которая стремилась не столько изучать внутренний мир человека, сколько воспитывать его в социально одобряемом направлении. Методы достижения полезных психических состояний (искренность, преданность, ответственность и т.д.) зафиксированы в так называемых правилах «Ли». Эти правила направлены на практическую реализацию норм нравственного и культурного поведения.
Обучение дополнялось и сочеталось ритуалами, музыкой, декларацией канонических текстов и т. п. Это давало возможность не только вызывать необходимые психические состояния, но и закреплять их, превращая в постоянно действующий фактор психической жизни.
Вот некоторые из этих правил:
- Когда видишь мудреца, думай о том, чтобы уподобиться ему. Когда видишь глупого человека, подвергни себя внутреннему анализу.
- Чего не желаешь себе, того не делай другим.
- Благородный муж требователен к себе, низкий человек требователен к другим.
- Нельзя научиться управлять другими людьми, а тем более государством, не научившись управлять самим собой, своей психикой.
- Когда человек управляет самим собой, людям не приказывают, но они исполняют, если же человек не управляет самим собой, то его приказам не повинуются.
- Всё течёт, всё изменяется, не меняются только самые мудрые и самые глупые.
- Если в человеке естественность побеждает культуру, он становится дикарём, если же культура побеждает естественность, он становится учёным-книжником. И только когда культура и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем.
В те времена считалось, что уважение своего учителя и полное подчинение его требованиям не обусловлены преклонением перед его именем и званием, духовным авторитетом и властью, а исходят из глубокой внутренней убеждённости учеников в правомерности учить и наставлять.
Со временем таких хороших правил и законов становилось всё больше, а число обездоленных и несчастных людей в государстве не уменьшалось. Наконец, древние мудрецы пришли к выводу, что "Чем больше в государстве хороших законов, тем больше хороших людей, которые нарушают эти хорошие законы"
Две тысячи лет тому назад возникает христианская религия. В религии под видом "бога" человек создал самого себя, а потом и свой собственный авторитет, назвав его "богом". Художник, рисуя свой собственный портрет, старательно скопировал в нём одни лишь плюсы, одни лишь достоинства живого грешного человека, и в виде "бога" человек изображён исключительно с лучшей его стороны.
"Бог" – лишь псевдоним Идеального Человека, идеально-поэтическая модель Совершенного Человека, идеал, заданный человеком самому себе, высшая цель самосовершенствования,
а все дурные, все злые и подлежащие преодолению человеческие черты, тот же художник изобразил на другом автопортрете и назвал его "Дьявол".
Так что "бог" – вовсе не натуралистическое изображение грешного и реального земного человека. Земной человек представляет собой и "бога" и "дьявола" в одном едином лице, в сплаве.
"Бог" – это человек, каким он должен быть или стать в результате своего собственного самоусовершенствования, а "дьявол" – тот же человек, каким он должен перестать быть в результате процесса самовоспитания. "Дьявол" – это идеальная модель человеческого несовершенства и зла.
Долгие столетия Человек принимает христианский Идеал и пути его осуществления за единственно возможный образ высшей сути мира и жизни.
Христианская и мусульманская церковь сотни лет внушает людям, что высшая цель и предназначение человека – это подготовка к загробной жизни, к вечной жизни по ту сторону могилы. Чтобы поскорее и повернее достичь вечной жизни, надо стойко сносить все тяготы жизни: голод, унижение, грабёж и другие демократические ценности. Тому, кто не роптал при жизни, гарантируется вечное пребывание души на даче у бога, в его яблоневом саду после смерти. По саду можно только гулять, а рвать яблоки запрещается.
И человек продолжает терпеть и только потому, что иконный лик "спасителя" точно зеркало отражает Человека, его
собственный измученный и покрытый потом ужаса и страдания лик, лик "спасаемого". Потому, что каков реальный человек, таков и его бог.
Однако, передовые, прогрессивные мыслители всегда пытались доказать людям, что человек живёт только в этом мире, а загробного царства нет и быть не может. Человеку счастье необходимо при жизни.
Что же такое счастье? Ведь правда состоит в том, что каждый человек действительно стремится быть счастливым.
Счастье многогранно. Человеческая деятельность не побуждается и не управляется так, как поведение лабораторных крыс с вживлёнными в мозговые "центры удовольствия" электродами. Крысы, обученные включению тока, бесконечно придаются этому занятию.
Можно, конечно, рассмотреть сходное поведение людей, придающихся чрезмерным удовольствиям (обжорство, потребление алкоголя, наркотиков или гиперболизация секса). Личность человека такими извращениями только разрушается.
Так что же такое личность и каковы пути её формирования?
Существует теория двух факторов формирования личности: наследственности и среды. Любая особенность человека объясняется с одной стороны "врождённостью" (заложенными в генотипе инстинктами, влечениями, способностями), а с другой стороны влиянием внешней среды (языка, культуры, обучения). С точки зрения здравого рассудка другого объяснения и нельзя предложить.
Однако, обыденный здравый рассудок, весьма почтенный спутник в домашнем обиходе, переживает самые удивительные превращения, как только он отважится выйти на простор исследования.
Согласно марксисткой теории, личность впервые возникла в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделённый определёнными природными свойствами и способностями, а личностью он становится только в качестве субъекта общественных отношений. Личность человека, согласно этой теории, не является предшествующей по отношению к его деятельности. Личность обнаруживает себя, когда индивид в своих действиях производит результат, волнующий других индивидов, всех других касающийся, близкий и понятный другим, короче – всеобщий результат, огромный экономический эффект.
Платон или Евклид, Ньютон или Спиноза, Бетховен или Наполеон, Пушкин или Толстой – это личности, которых ни с кем другим не спутать, в которых сконцентрировано как в фокусе социально значимое, то есть значимое для других, дело их жизни. Дело, ломающее косные штампы, с которыми другие люди свыклись и которые стали тесными для новых, исподволь созревающих отношений человека к человеку.
Масштаб личности измеряется масштабом тех реальных задач, в ходе решения которых она и возникает и оформляется в своей определённости и разворачивается в делах, волнующих и интересующих не только собственную персону, а и многих других людей. Чем шире круг этих людей, тем значительнее личность, тем больше у неё друзей и врагов, тем меньше равнодушных, для которых само её существование безразлично, для которых она попросту не существует. Поэтому сила личности – это всегда индивидуально выраженная сила того коллектива, который в ней индивидуально представлен, сила всеобщности устремлений, потребностей, целей ею руководящих. Эта сила исторически накопившейся энергии множества индивидов, способна преодолеть сопротивление исторически одряхлевших форм отношений человека к человеку, сковывающих инициативу и энергию людей.
Неповторимость подлинной личности состоит именно в том, что она по своему открывает нечто новое для всех, лучше и полнее выражая "суть" всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей, открывая для всех то, чего они ещё не знают, не умеют, не понимают.
Её неповторимость не в том, чтобы, во что бы то ни стало выпячивать свою индивидуальную особенность, свою "непохожесть" на других, свою "дурную индивидуальность" ради "книги рекордов Гиннеса", а только в том, что, впервые создавая новое всеобщее, она выступает как индивидуально выбранное всеобщее.
Подлинная индивидуальность рождается всегда на переднем
краю развития всеобщей культуры, в создании того процесса, который становится достоянием всех, а потому и не умирает вместе со своим "органическим телом".
Представление о "врождённом", о "природном" происхождении способности мыслить зачастую тормозит и даже скрывает от умственно ленивого человека те действительные обстоятельства и условия, которые фактически пробуждают в нём способность к самостоятельному мышлению.
Следовательно, реальное основание личности человека лежит не столько в заложенных в нём генетических программах и не только в приобретённых им навыках, знаниях и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями.
Теперь рассмотрим мотивы, их развитие и трансформацию, которые составляют жизнь человека как личности.
Человек живёт как бы во всё более расширяющейся для него действительности. Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, взаимодействие с ними, чувственное их восприятие, усвоение известного о них, усвоение их значения. Далее перед ним начинает открываться действительность, лежащая далеко за пределами его практической деятельности и прямого общения; раздвигаются границы познаваемого, представляемого им мира.
Вместе с расширением круга деятельности изменяются и мотивы, побуждающие его к этой деятельности.
Мотивы – это инстинктивные импульсы, биологические влечения и аппетиты, эмоциональные переживания, интересы, желания и т.д.
В пёстром перечне мотивов можно обнаружить и такие как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим током.
Развитие потребностей происходит путём развития деятельности по отношению ко всё более обогащающемуся кругу предметов и технологий. В процессе бурного развития производства количество и качество окружающих нас предметов непрерывно увеличивается. Изменение предметно-конкретного содержания потребностей приводит к изменению способов их удовлетворения. Потребности человека отличаются от потребностей животных.
Голод - он и в Африке голод, однако, голод, который утоляется варёным мясом, поедаемым с помощью вилки и ножа, это не тот голод, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов или поеданием отбросов из мусорных ям. Для изголодавшегося человека пища перестаёт существовать в своей человеческой форме. Это доказывает лишь то, что голодом можно довести человека до скотского состояния и ничего не говорит о природе его человеческих потребностей.
Развитие духовного производства порождает такие потребности, которые могут существовать только при наличии плана сознания. И, наконец, формируется особый тип потребностей, таких как потребность в труде, художественном творчестве, научной деятельности и т.д. Самое же главное состоит в том, что у человека потребности вступают в новые отношения друг с другом.
Удовлетворение витальных (общих для человека и животных) потребностей остаётся для человека первоочередным делом и неустранимым условием его жизни. Способы удовлетворения витальных потребностей человека различны и зависят не только от потребностей, но также и от возможностей. Так, например, витальные потребности можно удовлетворять в туалетной комнате с золотым унитазом. Туалет может быть обычным, общественным или платным. Витальные потребности справляют в чистом поле, в гараже, на лестничной площадке, в кабине лифта или просто в кирзовый сапог. Унитаз из чистого золота необходим олигарху как воздух, так как именно там он из подручного материала делает конфетку, а уж затем отмывает по локоть дурно пахнущие руки.
В том случае, когда на одну чашу весов ложатся витальные, а на другую духовные потребности человека, то перевесить могут как раз последние.
Все действия человека реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе. Так, например, трудовая деятельность управляется не только мотивами, но и стимулами.
Под мотивами понимают внутренние побуждения, а под стимулами – внешние (стимул в переводе – палка). Оба эти мотива хотя и сосуществуют, но лежат в разных плоскостях.
Смысл труда для рабочего порождается общественными мотивами. Материальное вознаграждение – это тот мотив, который выступает для него лишь в функции стимулирования, хотя он и побуждает деятельность по линии главной функции – функции смыслообразования.
Во все времена, во всех государствах существовали "избранные" слои общества, которые не только никогда не испытывали трудностей в удовлетворении своих витальных потребностей, но также и в высших (интеллектуальных), таких как получение образования, занятия науками и искусством. Однако удовлетворение этих потребностей всегда осуществляется за счёт лишения аналогичных потребностей подавляющего большинства других членов общества, за счёт их нещадной эксплуатации.
В современном обществе личное достоинство человека превращено в меновую стоимость. На место бесчисленных пожалованных и благоприобретённых свобод поставлена одна безусловная свобода – свобода торговли. Эксплуатация, ранее прикрытая политическими и религиозными иллюзиями, заменена эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, чёрствой.
Современное государство лишило священного ореола все роды деятельности, которые раньше считались почётными и на которые смотрели с благоговейным трепетом.
Врача, инженера, конструктора, учителя, человека науки, священника превратило в своих платных наёмных работников с оплатой труда на уровне и даже ниже прожиточного минимума.
На формирование класса рабочих и чернорабочих направлена огромная армия артистов и юмористов, реклама, телевидение, церковь. Инструменты формирования одураченной личности: алкоголь, наркотики, секс, религия, насилие и всё это на фоне красивой жизни на грани риска.
Так, например, на рекламу о пользе пива можно посмотреть с двух сторон: с позиции того, кто много производит и реализует и с позиции того, кто много потребляет. Первый, как правило, отдыхает на "Канарах", а второй на нарах. Казалось бы одно и то же, а вот ощущения разные.
Бог создал человека с трехсоткратным запасом разума. Родители, воспитатели и учителя обязаны сохранить этот запас разума в ученике лет до двадцати, а затем уже каждая личность вправе сама распоряжаться этим богатством на своё усмотрение.
Комментарии
Есть вариант воссоздать испытанные условия развития Личности в гармонии с развитием Общества. http://gidepark.ru/community/1750/article/288857
Комментарий удален модератором
Лесссинга.Каков человек - он Бог,он и "дьявол"Сам-то ты,не выпихнулся чуть-чуть?За перечисление таких авторов,считай,что твоя статья удалась.Хорошо заметил на каком краю появляется личность. Голод и труд,по моему,несовместимы!Да.ты гений!Смысл труда рабочего порождается мотивами общественными.Насчет функций я сразу запутался,для меня это очень мудрено.Но когда я дошел до слова "избранные"я почему-то сразу очнулся.но испуг оказался преждевременный.Спасибо Богу!Он создал трехсократный запас разума!Причем тут родители и воспитатели,видимо этих самых родителей,а тем более учителя тех и других?Почему это они должны и обязаны сохранять этот запас разума до двадцати лет - трехсоткратный что ли?Или речь идет о каком-то другом разуме? Понял:затем уже! каждая личность! вправе сама распоряжаться этим? богатством на свое усмотрение.Богат русский язык!Каких только талантов он на своей земле вырастил,душа не нарадуется.Володя!Ты когда статью пишешь,не забывай,что ты ее пишешь себе!Из всей этой белиберды я понял одно - Россию-Матушку не победить.Умница,ты,Володя!
Для каждого человека этот горизонт субъективен.
Сейчас каждому ребёнку с ранних лет целенаправленно внедряют в подсознание еврейское понятие Бога, как сверхчеловека на примитивных исторических примерах развития еврейских сверхчеловечиков.
Кто кого слепил, кто кого родил, кто кого предал, кто кого продал, кто кому ноги мыл, кто кого впервые искупал в Иордане, кто кого распял, кто кого и когда крестил.
Я - Славянин, Солнцепоклонник. Считаю, что всё живое на землле сотворено энергией Солнышка.