Незримая "рука партии" или Брежневская эпоха

На модерации Отложенный





Лозунг «партия — наш рулевой!» уже не очень соответствовал Брежневской эпохе. К тому времени народ к подобной политической трескотне относился с безразличием, а к парт. номенклатуре и вообще с презрением, но в то же время, к самому Брежневу — народ относился с определённой симпатией и даже поддержкой. И даже когда партия в очередной раз «рулила не туда» и увеличила цену популярной водки «Экстра» с 4,12 до 5,30, генсека не стали проклинать, а ответили лишь предупредительным стихотворением, но с намёком на антиправительственные выступления в Польше: «Передайте Ильичу, нам и 10 по плечу. / Если будет больше — сделаем как в Польше. / Передайте Брежневу хоть по 10 хоть по 8, будем пить по прежнему. / Если станет 25 — снова Зимний будем брать ». Этот феномен сложился именно в правление «дорогого Леонида Ильича». Ну ОЧЕНЬ дорогого.

Послесталинский сдвиг, переход от принуждения к труду – к материальному стимулированию, был смертельной раной для ИСКУССТВЕННО внедрённого из-за рубежа социального строя!
И падение дисциплины труда, расцвет казнокрадства, расхитительства и коррупции – это только одна малая сторона вопроса. «Тащи с завода каждый гвоздь — ты здесь хозяин, а не гость!», – этот стишок рожден именно Брежневской эпохой.

Стремительно пошел в рост подпольный — «чёрный» — рынок товаров и услуг, а с ним ПОШЛО И СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ ОБЩЕСТВА. Теоретик-социолог Михаил Руткевич выступил с доктриной «СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО – ОБЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ОДНОРОДНОСТИ».



Но деньги у отдельных людей уже появлялись, и порой немалые, а купить-то на них в магазинах было нечего.

Картину жизни исчерпывающе обрисовал анекдот под названием «Шесть парадоксов Советской власти»:
1. Безработицы у нас нет, но никто не работает; 2. Никто не работает, но план выполняется; 3. План выполняется, но в магазинах ничего нет; 4. В магазинах ничего нет, но у некоторых всё есть; 5. У некоторых всё есть, но все недовольны; 6. Все недовольны, но все голосуют "за"»!

Эта своеобразная формула стабильности возникла, во многом, потому, что огромные средства богатой, в общем-то страны, тратились неизвестно как и неизвестно на что.

Овощи, фрукты, мясо – поставлялись на рынок с приусадебных хозяйств. Но не все могли себе позволить питаться с рынка, а в магазинах ассортимент был скудным и не лучшего качества. Сегодня трудно представить себе, какие очереди приходилось выстаивать за мясом, колбасой, баночной селёдкой, или селёдочным маслом и тд. А апельсины и мандарины, а уже тем более бананы, мы могли себе разрешить разве что на Новый Год, да и это можно было купить только в больших городах республиканского значения и далеко не во всех!

2. Государство при Брежневе оставляло без должного развития лёгкую и пищевую промышленность, обслуживающие потребительский рынок. Дефицит стал визитной карточкой «развитого социализма», во всем мире.

3. За семьдесят лет советской власти радикально изменился состав общества. Вырос целый люмпен-класс недоразумения, со своей классовой психологией, своими классовыми интересами к алкоголю и пристрастиями к безделию (при падении качества образования и норм общественнной морали), по сравнению с 1913 годом.