Куда пропал Сталин в 1940 году

На модерации Отложенный

Сделал удивительное открытие. Если брать речи Сталина, то уже после первых публикаций в «Брдзоле» на каждый год можно набрать несколько серьёзных речей. Такие речи и статьи есть на каждый год жизни, вплоть до 1952. И только один год стоит особняком. Факт, в общем-то, поразительный!

Можно только гадать, что произошло в 1940 году. Сталина нет. Нет нигде и нет вообще никак. Даже в Гуверовском собрании ничего!

Нет, справедливости ради, за весь год Сталину приписывают два высказывания. Первое – одной строчкой благодарность в газете за поздравления с юбилеем. Само по себе, настолько дикое и выбивающееся из привычного стиля вождя, что поражает.

Вот только что, в декабре Сталину исполнилось шестьдесят лет. Январскую правду страшно открывать. Весь месяц идёт просто вал поздравлений вождю.

Сталину пишут здравицы рабочие коллективы, пишут ударники производств и передовики сельского хозяйства. Пишут иностранные дипломаты, пишут представители зарубежных компартий.

Традиционно на такие поздравления Сталин отвечал через газету. Почти каждому персонально. Точно так же Сталин во время Великой Отечественной лично благодарил почти за каждую телеграмму с пожертвованием в фонд обороны. Мы это видели не раз в другие годы.

Но здесь ничего подобного. Все поздравления месяц остаются без ответа. И только один раз в «Правде» короткой строкой появляется сухая формальная благодарность. Полное ощущение, что написано это не Сталиным, а редакцией.

Вторая речь, появившаяся в американском собрании сочинений, – откровенная и крайне грубая фальшивка. В ней Сталин, якобы, разбирает итоги зимней кампании в Финляндии.

Речь эту разбирали и не раз. Спорить там не о чем, ничего подобного Сталин не говорил и сказать не мог.

Перерыл всю подшивку – поразительная штука. За год Сталин не появляется с речами нигде! Даже традиционные поздравления с Первомаем и главным праздником страны – Днем Великой Октябрьской Социалистической – произносит не Сталин!

Нет, вместо него почему-то в 1940 году выступают Молотов или Калинин. В лучшем случае, в отчёте ТАСС упомянуто, что товарищ Сталин сидел в Президиуме. Но чтобы Сталин не выступил по таким событиям? Как в это можно поверить?

Ещё более поразительный факт. Январь 1940 года отмечен событием планетарного масштаба. Новенький ледокол «Иосиф Сталин» спасает из двухлетнего ледового плена «Георгия Седова».

По уровню сложности новейший советский ледокол – примерно космический корабль. Вплоть до самолётов на борту и возможности радиосвязи в трёх диапазонах практически со всем шариком.

И это первый не только советский, но и русский ледокол. До этого, в том числе при царе, ледокольные суда Россия строить не умела. Даже корабли со вполне русскими названиями проектировались и строились в Англии и Германии.

И вот, впервые в истории, Союз создаёт полностью свой могучий корабль. Причём поразительное ледовое судно, на самом пике мировых технологий.

Больше того, с первой попытки спасти «Седова» не удалось. Наш ледокол не дошел едва полсотни миль. Трубы «Седова» уже показались на горизонте. Но нет, льды не поддались, пришлось возвращаться.

И вот в 1940 году «Седова» удаётся вызволить. Это не просто подвиг полярников, это и большое научное событие для всего мира.

За два с половиной года дрейфующая научная станция прошла шесть тысяч километров. Собрана уникальная информация от океанологии до полярной физики.

С честью завершившие дрейф члены экипажа получают звания Героев Советского Союза. В их честь устраиваются приёмы и собрания. Но опять, Сталин молчит.

Иные публицисты уже потирали бы руки. Ну понятно, Сталина в 1940 году подменили! Нет, Сталин был тяжело болен, а потом выздоровел. А может заменён артистом Геловани?

Историк Можейко, он же Кир Булычёв, в продолжении своей книжки о Сталине написал бы, что всё сходится. Просто Сталин в 1940 году снова летал домой на Марс. Я не шучу, примерно такое Можейко в своей книге и написал.

Я же вижу в «пропавшем Сталине» совсем другое. Не до философских статей и не до громких речей с трибун было товарищу Сталину.

День и ночь шла напряжённейшая работа. Страна-то совершенно не готовилась к неизбежной Великой Отечественной. Сталин же даже не подозревал, что Гитлер может напасть.

Так удивился товарищ Сталин вероломному нападению, что три дня просидел на даче под столом с ненабитой трубкой. Что ж, читали мы и такие мемуары. Цена им грошовая.

Зато имеется архивный документ, который как раз показывает чем на самом деле занимался Сталин в 1940 году. Читаем товарища Сталина:

«Придавая особо важное значение оснащению Красной Армии танками Т-34, Совет Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) постановляют…»

Напомню, это мирный и спокойный 1940 год. Только меры в постановлении едва ли не чрезвычайные. Больше похоже на авральное разворачивание производства.





Перед нами рабочий проект совместного постановления о скорейшем производстве новейшего среднего танка.

Подписано, как раз, товарищем Сталиным. Рассекречено совсем недавно.

Документ большой, сложный и крайне подробный. Поручения даются по линии целого ряда ведомств. Глубина проработки вопроса поражает.

Мы же привыкли к байкам, что Сталин только слал грозные телеграммы, ни в чём не разбираясь. Увеличить производство истребителей в двадцать раз или всех расстреляю! Тут ничего подобного.

Сталин пишет:

«Обязать Народного Комиссара Среднего Машиностроения товарища Лихачёва И.А. изготовить в 1940 году 600 танков Т-34, из них: на заводе №183 (имени Коминтерна) - 500 штук, на Сталинградском Тракторном - 100 штук...
Обеспечить полностью программу 1940 года по выпуску танков Т-34 дизелями для чего увеличить выпуск моторов В-2 на заводе №75 и изготовить до конца 1940 года 2000 штук...»

Даются поручения от снабжения сырьём до финансирования. Например, в постановлении есть поручения Промышленному банку работать в нарушение регламентов и инструкций. Именно так!

Заводы и цеха проектируются быстрее, чем успевают оформлять бумажки. Если дожидаться пока будет оформлена вся бухгалтерия и проектная документация как положено, никаких танков мы не увидим ещё года два.

Поэтому поручается направлять деньги, не дожидаясь всех бумаг. Можете себе такое представить? Читаем:

«Промбанку товарищу Гроссман финансировать до первого января 1941 года объекты строительства заводов №183, №75, СТЗ, Мариупольского завода имени Ильича и Кулебакского завода, не имеющие утверждённой комплектной техдокументации по фактически выполняемому объёму работ и единичным расценкам, утверждённым НКСМ, НКАП, НКСП...»

В «простеньком» постановлении под четыре десятка пунктов с поручениями! Вплоть до поручений местным партийным органам всемерно помогать запуску производства на заводах. В том числе, помогать с набором новых рабочих!

Кстати, про людей тоже не забыли. В постановлении такого уровня прописаны даже вопросы питания на производстве в три смены. А то знаем мы вас, бросите все силы на танки, а про людей как-нибудь потом.

Кстати, одно из самых ярких воспоминаний рабочих в годы Великой Отечественной именно про это. Как-то беседовал с ветеранами нашего местного машиностроительного завода.

Их спрашивали, что сильнее всего запомнилось. Ведь было всякое. И работа без отдыха и ночевали, жили на заводе. И рекордный план оборонной продукции давали. И под бомбёжками работать приходилось.

Но ответ оказался вполне житейским. Горячее питание запомнилось в ночную смену. Когда среди ночи столовая привозила не просто паёк рабочей смене. Нет, полноценный горячий обед с первым, вторым и компотом.

Ерунда, казалось бы. А в душу запало. Что даже по условиям военного времени о рабочих не забывали. Не бомбёжки запомнились, горячий обед в цеху.

Читаем постановление товарища Сталина. Там как раз про это:

«Народному Комиссару Торговли СССР товарищу Любимову: улучшить общественное питание на заводах №183, №75, СТЗ, заводе имени Ильича и Кулебакском заводе, обеспечив трёхсменное обслуживание...»

И ещё об одном не забыли начальники – про деньги. Нет, фонды на строительство заводов, на сырьё и прочее, само собой. Речь идёт про зарплаты людям.

Можно долго рассказывать сказки, что при Сталине колхозники работали за галочки трудодней, а рабочие на голом энтузиазме соцсоревнования. Это сильно и сильно не так.

Труд - дело чести, дело подвига и геройства, никто не спорит. Но ударный труд и вознаграждаться должен ударно. Не за деньги работает советский труженик, но обеспечить его достойным жалованием – задача руководства.

Читаем постановление:

«Выделить из резервного фонда Совета народных комиссаров Союза ССР специальный фонд для премирования рабочих, инженерно-технических работников и служащих, как участвующих в изготовлении танка Т-34, так и занятых на строительстве заводов №183, №75 и СТЗ».

Сумма в постановлении заложена немаленькая. Больше семи миллионов рублей. На те деньги – просто огромная сумма.

И это только одно постановление. А сколько ещё таких же документов вышло из-под руки товарища Сталина в сороковом году. Подумать страшно, какой объём работы тянул товарищ Сталин и его соратники.

Может в этом и разгадка? Может вот это - главные речи товарища Сталина за тот удивительный год? Такие, что и в собрание сочинений не стыдно включить. Хоть с трибун они и не звучали.

РГАСПИ, фонд 17, опись 166, дело 625