«А мы тут не причём». Почему евреи осуждали приход большевиков к власти?
На модерации
Отложенный
Сейчас уже никого не удивить тем, что некоторые «лица еврейской национальности» находятся «в авангарде» критиков советского периода. Это достаточно известные «медийные» личности, чаще всего — либеральных или националистических (сионистских) взглядов.
Но как насчет 1917 года? Как мы знаем, белое движение будет ассоциировать большевиков с евреями, а потом эта идея «откочует» в эмиграцию (и станет одним из краеугольных камней гитлеровского национал-социализма).
Плакат белого движения в период Гражданской войны.
Евреев действительно было немало среди большевиков, хотя, скажем, в первом составе Совета народных комиссаров оказался лишь один еврей — Л. Д. Троцкий. А вот А. В. Луначарский или В. П. Милютин никакими евреями отродясь не были. Да и Троцкий постоянно «открещивался» от своего происхождения, убеждая окружающих (может, даже самого себя) в том, что «революционный путь» он выбрал не из-за «еврейского фактора».
Евреи, однако, в большом числе присутствовали среди практически всех революционных партий России. Получавшая образования еврейская молодежь возмущалась ограничениями и «прохладным» отношением к себе со стороны дореволюционной власти.
Но как раз после Февральской революции всё радикально поменялось: уже тогда евреи начали занимать ключевые государственные посты (плюс евреев начали массово производить в офицеры). Одновременно произошел настоящий и совершенно легальный «расцвет сионизма». Здесь уже речь не про какую-то конспирологию, а про совершенно конкретные движения.
Плакат бундовцев, период выборов в Учредительное собрание.
Сионистско-социалистическая рабочая партия объединилась в 1917 году с Социалистической еврейской партией, образовав Объединенную еврейскую социалистическую рабочую партию. А потом... партия расколется. Потому что часть пойдет за большевиков, а другая — против.
Общероссийский съезд сионистов состоялся в Петрограде, в мае 1917 года.
Интересную статистику наличия евреев в «общероссийских» партиях на выборах в Ростове приводит Олег Витальевич Будницкий, большой специалист по теме:
«Евреи были широко представлены в предвыборных партийных списках. Они составляли около трети в списке социалистического блока, десятую часть в списке большевиков, четверть в списке кадетов и около половины в списке Трудовой народно-социалистической партии...» (с) О. В. Будницкий. Российские евреи между красными и белыми (1917 - 1920).
Помимо этого, в Ростове (и, разумеется, в других городах и весях) имелись «чисто еврейские» политические организации — Бунд, СЕРП, «Поалей Цион» и так далее.
Оно, в общем, и до 1917 года бывало.
Но именно в 1917 году политика стала реально массовой и «еврейский электорат» был «широко размазан».
Иными словами, в 1917 году подавляющее большинство «политически активных евреев» находились вовсе не в рядах большевистской партии (в ту пору ещё и относительно малочисленной).
Кадеты, эсеры или меньшевики могли похвастать «своими» евреями, многие из которых потом примут участие в «контрреволюционной деятельности». Это же касается евреев-офицеров, многие из которых были вполне себе довольны Временным правительством.
Что уж сейчас может показаться некоторым читателям совсем странным, так это то, что большевики в глазах многих евреев-политиков были... «черносотенцами». Такие выводы делались из того, что «ленинцы» опирались на запасные солдатские и матросские части... а там евреев не шибко жаловали. Ну и потом ещё будет история с привлечением в РККА бывших царских генералов (что ещё негативнее воспримут анархисты и левые эсеры... а там тоже евреев немало).
Демонстрация Бунда в 1917 году.
Вот как на Октябрьскую революцию отреагировала сионистская газета «Тогблат»:
«В марте месяце революция была народной в полном смысле этого слова. Теперь она представляет собой только солдатский заговор...»
Бундовцы в Минске собрали срочное совещание ЦК, на котором обвинили большевиков в том, что те де-факто начали гражданскую войну, не дождавшись созыва Учредительного собрания. Констатировалось, что «ленинцы» пошли против «революционной демократии».
На митинге сионистов в Петрограде (ноябрь 1917 года!) было заявлено, что евреи, поддержавшие большевиков, являются «отщепенцами».
Ну и всё в таком духе: еврейские СМИ писали о героизме иудеев-юнкеров, о том, что большевики никакого отношения к «настоящим евреям» не имеют, о том, что советская власть рухнет через месяц-другой...
Иными словами, для евреев из альтернативных партий большевики были узурпаторами власти. А для сионистов СССР и сейчас — «антисемитское государство» (!). Этот явно антиисторический тезис нынче и в Голливуде продвигается.
Все «чисто еврейские» партии и движения осудили Октябрьскую революцию, кроме «Поалей Цион». Но даже «Поалей Цион» критиковало большевиков... впрочем, они потом тоже раскололись.
Другой вопрос, что в условиях Гражданской войны приходилось выбирать между красными и белыми. Последние вновь отринули идею об офицерах-евреях и не шибко сдерживали «погромные настроения». Многие еврейские политики эмигрировали в 1917 — первой половине 1920-х гг. Другие позже «покаялись» и примкнули к большевикам (последние сионистские организации в СССР были разгромлены в конце 1920-х гг.). Немало евреев было и в белом движении (не в вооруженных силах, но в агитационном аппарате).
Комментарии
1й съезд рсдрп в Минске организовал тогда таки бунд. Учите матчасть.
евреи, евреи кругом одни евреи