Дипломатия панд: Сколько стоят и где рождаются бамбуковые мишки
На модерации
Отложенный
Как ни странно, рождение панды - это не просто восхищающие возгласы и лайки. Это к тому же еще и действенный инструмент международной дипломатии и экономики.
Казалось бы: родилась панда - и родилась. Да, забавно, да умилительно. Но ведь повсеместно появляются на свет слоны, киты и другие животные с внушительными габаритами и харизмой. Но информационной бомбы слонята не порождают. Даже если бы в зоопарке родился трицератопс - это не стало бы таким важным международным событием, как новое потомство у большой панды. И вот почему.
Одним из лидеров в текущем геополитическом раскладе стал Китай. А панда - это символ силы страны. Когда-то большая панда считалась очень редким животным, была на грани исчезновения. Восстановить популяцию исчезающего вида - значит, поднять престиж страны, ее значимость в глазах мирового сообщества. Если исчезнет доллар - ничего не произойдет, можно создать новую валюту. А искусственно вывести то, что создано природой, невозможно. Поэтому сохранение биоразнообразия планеты приобретает сейчас глобальное значение. Именно китайские специалисты разработали уникальную программу по воссозданию популяции большой панды. Сейчас в мире живут 2 600 таких медведей. Из них 1 700 в дикой природе, остальные - в зоопарках. Те города, где живут и экспонируются панды, получают огромный приток туристов, соответственно рост инвестиций и вообще в целом экономики. Более того, содержание панд крайне ответственный и затратный процесс. Кому доверили панду - тот состоятельный. Примерно такой главный тезис нынешней дипломатии панд.
Строго говоря все панды в мире - собственность Китая. Животных, как бы потребительски это ни звучало, КНР отдает либо в долгосрочную и дорогостоящую аренду, либо в знак особого уважения - дарит безвозмездно. Например, в период с 1957 по 1982 год Пекин передавал панд в СССР, США, Японию, Великобританию и Германию. И та, и другая форма взаимоотношений между КНР и партнерами - маркеры для остальных стран. Передача панд символизирует расположение к той или иной стране и, как это ни странно, может сказать о геополитическом раскладе больше, чем курс какого-нибудь биткоина. И заодно это небольшой тест для экономики страны, куда приезжает панда. В каких-то государствах содержание этих медведей вообще не в силах потянуть. В каких-то - панды умирали.
Например, один из крупнейших частных зоопарков Финляндии заявил о готовности вернуть арендодателю любимцев публики Луми и Пири. Не смогли содержать! С одной стороны, медведи привлекли желаемый поток туристов, с другой - заведение влезло в неподъемные долги. Сумма арендной платы, которую нужно перечислять в КНР, никогда не разглашается, но, по неофициальным данным, она превышает миллион евро в год.
Плюс - расходы на содержание тоже велики.
Когда в 2020-м грянул ковид, туристов не стало. Прежний масштаб посещения еще долго не удавалось восстановить - и зоопарк из-за своих красавцев оказался на грани разорения. В общем, хотели панд, а получилось - как в стихотворении про собаку: "А пудель не рад - и просит подарки отправить назад". Правительство Финляндии выделило зоопарку на спасение 200 тысяч евро, но не помогло - чистый убыток после появления панд и вследствие ковида превысил 5 млн евро. Такая финансовая ситуация к размножению не располагает.
Зоопарк американского Мемфиса из-за тех же панд чуть не спровоцировал международный скандал. Около 20 лет назад КНР отдала американцам в аренду панд Я Я и Ле Ле. Посетители также были в восторге, доходы росли, но затраты на содержание и аренду они не отбивали. Кончилось тем, что американцы на фоне не самых стабильных двусторонних отношений с Китаем заявили об отказе от медведей. Но это было бы еще полбеды. Дело в том, что Ле Ле был найден мертвым. Киперы и другие специалисты в один голос заявляли: никаких признаков нездоровья у панды не было. Смерть была случайной. Тем не менее, это вызвало широкий резонанс в Китае, звучали прямые обвинения в адрес американского зоопарка. Для расследования инцидента в Мемфис прибыл специалист из КНР. Он определил, действительно, никакого криминала в смерти Ле Ле нет. Но осадок, естественно, остался.
В шотландском Эдинбурге живут арендованные панды Ян Гуан и Тян Тян. И вроде бы дебет с кредитом сходились, но все пошло не так после попыток спаривания и выведения потомства. Вообще разведение панд - штука хитрая. В этом деле есть куча нюансов, и все арендаторы приглашают на деликатный процесс эксперта из КНР. Шанс на беременность есть весной, и то - есть лишь три "дня Х". Но от свидания до потомства в случае панд дорога бывает долгой. Высокоинтеллектуальные животные могут просто не понравиться друг другу, так и случилось (точнее, не случилось) в Эдинбурге. Поскольку Ян Гуан остался во френдзоне, а специалист уже приехал, были предприняты многочисленные попытки искусственного оплодотворения. И все они были неудачными. В дальнейшем у Ян Гуана еще и обнаружили рак яичек, и самец был кастрирован. Эдинбург после всех приключений решил договор не продлевать, и панды вскоре вернутся в Китай.
А вот над Москвой у метро "Баррикадная" звезды сошлись идеально. Диндин и Жуи устроили четыре свидания. А эксперт из Китая три месяца отслеживал результаты. В итоге весной наступила беременность, и вот теперь в Московском зоопарке - пополнение. Таким образом Россия невероятно подняла свой престиж: панды не только живут и радуются, но и строят настоящую семью и крепкую экономику города, который выделил молодым жилье в самом центре.
Панды Жуи и Диндин впервые встретились друг с другом
Комментарии
все зверушки - симпатюлечки