Жители Сербии делятся последствиями применения НАТО обедненного урана

На модерации Отложенный

Сербия и спустя 25 лет сталкивается с последствиями применения НАТО снарядов с обедненным ураном, рассказали местные жители.

В 1999 году вооруженное противостояние албанских сепаратистов из Освободительной армии Косово, армии и полиции Сербии привело к бомбардировкам Союзной Республики Югославия (СРЮ) (в то время состоявшей из Сербии и Черногории) силами НАТО. Военная операция была предпринята без одобрения Совета Безопасности ООН и на основе утверждения западных стран, что власти СРЮ проводили этнические чистки в косовской автономии и спровоцировали там гуманитарную катастрофу. Авиаудары Североатлантического альянса продолжались c 24 марта по 10 июня 1999 года.

Нынешний директор Русского дома в Белграде Евгений Баранов 25 лет назад был военным корреспондентом, тогда он впервые приехал на Балканы и остался на всю жизнь. Как он вспоминает в интервью, в то время об особых свойствах обедненного урана речи не шло, да и вообще подобный тип снарядов был не на слуху. Разговоры о них пошли через несколько лет после агрессии НАТО - когда сербы столкнулись с последствиями применения обедненного урана.

"Тогда мы ничего не знали про это… Вся эта история с обедненным ураном появилась несколько позже. Я думаю, где-то начиная с 2003 года, 2002… Первые свидетельства и сигналы появились от врачей. Потому что диаграммы заболеваемости стали показывать какие-то чудеса роста, которые вызывали вопросы", - рассказал Баранов.

Одновременно стала появляться информация о том, что влиянию урана подверглись не только жертвы агрессии НАТО - сербы - но и сами военные, в частности, из итальянского контингента.

"Поскольку на сербов всегда было всем плевать, то сигналы, раздающиеся отсюда, вызывали в лучшем случае ухмылку. А вот никак не реагировать на сигналы о заболевании своих собственных солдат было сложнее", - рассказывает Баранов.

Уже задним числом местные эксперты начали узнавать о том, что США применяли уран и в Ираке, в Боснии и Герцоговине и в других местах. У них были четкие инструкции по обращению с этим оружием, причем этими протоколами США не делились даже с союзниками - то есть с теми же итальянцами. Возможно, рассуждают местные эксперты, чтобы не привлекать внимания к "особенностям" обедненного урана.

"Никто так и не дал ответ на вопрос, почему американцы на тех территориях, которые они бомбили, находились в спецодежде. Что у них были четкие инструкции по тому, как обращаться с военной техникой, пораженной этим вооружением, в частности, с сербской и иракской", - вспоминает Баранов.

Те события хорошо помнит и даже описала в своей книги "Косово-метохийские голоса" преподаватель сербского языка из города Ораховац на юго-западе Косово и Метохии, профессор Оливера Радич.

"Много случаев заболеваний вокруг, разных. Не только рак, есть и сахарный диабет и так далее.

Все это последствия бомбардировок. От видимых, физических, до тех, что ощущаются психически. Не может человек продолжить жить здоровым, если его засыпали такой отравой, а мы точно знаем, что они на нас сбрасывали отравляющие вещества", - рассказала Радич.

По ее словам, бомбы "не выбирали сербов, албанцев, цыган, бошняков, они падали на нас всех, мы все отравлены". "Болезни появились у представителей всех народов, все мы лечимся и умираем. Последствия таковы. Может, однажды появится статистика, сколько людей умерло от такого "спасения" авиацией НАТО", - говорит она.

Одним из объектов использования НАТО снарядов с обедненным ураном стал небольшой город Алексинац на юге Сербии. Владелец одного из местных агентств ритуальных услуг, Небойша Бакич, утверждает, что уровень заболевания раком в городе за последние годы вырос многократно.

"Приезжала западная инспекция, посмотреть, сколько их "Милосердный ангел" (одно из названий операции НАТО) добра нам принес. Что еще 500 лет не сможем оправиться от радиации", - посетовал он. По его словам, "уран оставляет последствия", и в городе растет число онкологических заболеваний.

"Кто знает, что еще это вызывает у населения. Мы были лабораторными мышами для них. Без решения Совбеза ООН напали на нас, на всеми признанное государство. Так не поступают ни с животными, как они с нами поступили. Я лично желаю, чтоб им вернулось в три раза больше, чем они нам устроили", - злится он.

Студент юридического факультета университета города Ниш Милан Байич те события не застал, так как он тогда еще попросту не родился, но хорошо о них наслышан: от рака, вызванного ураном, как считают в семье, умер его дед Душан Байич.

"Вся моя семья с отцовской стороны родом из Боснийской Краины, а именно из Дрвара, это город в западной части Боснии и Герцеговины. Мой дед был непосредственным участником войны (в Боснии) 1992-1995 годов. После этого переселился в Сербию, был принят на должность судьи в поселках Гнилане и Косовска-Витина и работал там до 1999 года, попал там под бомбардировки НАТО на все 78 дней. Все это время он находился там, на юге Косово и Метохии. После отвода сербской армии переселился в Буяновац на юге Сербии, открыл там адвокатскую контору. В 2016 году у него диагностировали рак простаты и после трех лет борьбы он скончался 17 марта 2019 года", - рассказал Байич-внук.

По его прогнозу, сербам еще долго испытывать на себе последствия.

"Во всем Косово и Метохии, особенно в Метохии (юго-западная часть края), где НАТО бомбила особенно интенсивно, территория поражена обедненным ураном. Мы сейчас сталкиваемся с последствиями, большими проблемами. У нас будут эти проблемы еще долго с течением времени, потому что полураспад урана идет долго, и мы еще ощутим последствия того, что они нам устроили", - говорит он.