Давка идей так же опасна, как и давка при пожаре

На модерации Отложенный

Мы всю жизнь окружаем себя символами уюта и прочности бытия. Добрые сказки, любимые песни, домашние праздники, огоньки теплых кафе. Но свечи романтических вечеров легко превращаются в иные свечи, горящие пламенем памяти и скорби. Теракты, подобные тому, который произошел в «Крокус Сити» – хотя много ли было подобных в нашей истории? – обнажают неприятную истину о человеке: его жизнь хрупка и может прекратиться в любой момент.

Это справедливо и для отдельного человека (вспомним булгаковское «внезапно смертен»), но становится особенно наглядно, когда множество жизненных траекторий, случайно сошедшихся в одной точке, изменяется или пресекается навсегда по чьей-то злой воле.

Это концентрированная вспышка человеческого горя и ужаса, которая оставляет после себя мертвых, искалеченных и выживших, рождает героев и выявляет трусов. Она предъявляет себя сознанию как голый факт, не нуждающийся в словах. Но за вспышкой следует ударная волна.

И эта волна – информационная.


О медийности террора сказано очень много. Сегодня вообще бюджет любого серьезного проекта включает информационную поддержку. Террористические «проекты» – не исключение. Один и тот же заказчик нанимает одних людей для совершения теракта как такового и одновременно других людей – для его информационного сопровождения. Это было хорошо заметно, например, по поведению некоторых Telegram-каналов в первые дни и даже часы после страшного события.

В данном случае, как мы увидели, массовое убийство людей как таковое обошлось заказчику очень недорого: по 250 тыс. рублей каждому исполнителю, плюс пара автоматов, пистолет, патроны, плюс подержанный автомобиль. А вот информационный бюджет, видимо, оказался на порядок или на два щедрее.

Теракт ведь должен что-то значить и производить какое-то воздействие не только на тех, кто непосредственно попал в воронку события, но и на общество в целом. Сама по себе массовая гибель людей никакого смысла не имеет – она, напротив, является воплощением абсурда. Смысл придают толкователи. Вот между ними и идет борьба на информационном поле.