Вырождение современной культуры напрямую связано с капитализмом. Там, где главенствует прибыль, новых смыслов не делают

На модерации Отложенный

Современное творчество стало концентрированным выражением своего потребительства. Творцы щеголяют отсылками на виденное и прочитанное, кинематограф пестрит так называемыми «пасхальными яйцами», крупные студии возвращаются к старым образам, пытаясь раскрыть их «с новой стороны». Глобальное культурное вырождение заметит любой беспристрастный человек, и отдельные достойные фильмы, книги или видеоигры погоду не сильно меняют.

Среди самих творцов царит мнение что «всё уже придумано до нас». Мол, нужно только интересно смешивать придуманное предками, выдавать в новой обёртке, и будет всем счастье. В некотором смысле это отзвук идеи Карла Поппера, который говорил, что каждое новое поколение должно переоткрывать для себя историю, исходя из современного понимания этики и морали. Забыл только господин Поппер упомянуть, что интерпретацией прошлого занимается не абстрактное общество, а правящий класс этого самого общества, искажая и коверкая сюжеты и идеи прошлого под свои нужды.

Идея сама по себе есть лишь продукт миросозерцания вполне себе материального мира. Если он развивается, то и человек, как представитель высокоорганизованной материи, будет формулировать новые смыслы и образы. Мир современный в лучшем случае стоит на месте, а в худшем - стагнирует, хотя технологическое развитие и поражает своим масштабом. Дело в том, что само по себе это развитие без изменения производственных отношений — отношений между людьми в сфере экономики - не способно кардинально изменить общественное бытие, поскольку базис состоит из этих двух компонентов.

Если в рамках капитализма главным мерилом успешности того или иного продукта является прибыльность, то незачем двигать общечеловеческую мысль дальше. Следует лишь разработать шаблонные архетипичные схемы, которые будут коммерчески успешны.

Подогнать продукт под широкую аудиторию, параллельно сильно снизить её общий интеллектуальный уровень и наслаждаться прибылью от продаж. Это правило отлично ложится на культуру.

Современное творчество стало концентрированным выражением своего потребительства.-2

Любая новая форма искусства, как только она становится популярна, привлекает ушлых дельцов, которые хотят её монетизировать. Грубые корпоративные схемы сильно сужают пространство для манёвра творцов, из-за чего новый вид творчества превращается в индустрию, которая удовлетворяет потребности целевой аудитории. Всё в капитализме превращается в товар, цель которого заинтересовать условного покупателя и продаться подороже. Всё исходит из удовлетворения потребностей, которые формируются у людей посредством культурной гегемонии правящего класса.

По итогу получается замкнутый круг, так как воспитанные на коммерческих продуктах культуры люди после этого сами становятся «творцами», делая свои творения ещё менее качественными с точки зрения содержания. Это и есть постмодерн, который провозглашает незначительность содержания и главенство формы. Им пропитано наше общество, он задаёт основной вектор движения. И он напрямую связан с капитализмом, ведь экспериментировать с формой можно бесконечно и это гораздо проще, нежели создавать новые смыслы. Более того, создавать новые смыслы попросту опасно для капитализма, ведь в них общество может отчётливо увидеть всё уродство рыночной экономики и возжелать её скорейшего уничтожения.