Эхо распила

На модерации Отложенный

Весь прошлый год на страницах нашей газеты мы тщательно следили за раскручивающейся в России кампанией по новой большой приватизации. Почему-то многим в это не верится. Наверное, яро патриотическая риторика официальных СМИ и представителей власти вселяет надежды на лучшее. Вот только они беспочвенны, и в последнем номере «Правды» за прошлый год мы констатировали: большая приватизация уже началась. А в этом году объём сделок по передаче государственной собственности в частные руки должен превысить плановый показатель... в 100 раз.

  Занятная всё же у многих логика: я этого не вижу — значит этого нет. Конечно же, сладкие речи пропаганды о «невообразимых» успехах в развитии страны слушать приятно. Но для чего эти речи произносятся и как они вяжутся с уже вовсю идущим распилом государственной собственности? Почитайте что ли Салтыкова-Щедрина на досуге, ведь классика знает всё...

Ну а возвращаясь к суровой реальности, напомним сказанное в минувшем декабре: по данным Росимущества, в 2023 году план приватизации был перевыполнен в 16 раз. Остались сомнения, что это было досадное исключение? Тогда идём дальше.

Буквально на днях не какая-то заштатная контора, а информационное агентство «Интерфакс» сообщило, что российское министерство финансов в текущем году планирует существенно скорректировать план по сделкам в рамках приватизации в сторону увеличения. В доказательство оно привело слова министра финансов Антона Силуанова: «Поступление дополнительных доходов и средств от приватизации у нас в этом году в бюджете — чуть больше 1 млрд. Мы считаем, что цифра должна быть скорректирована — не менее 100 млрд рублей мы ставим задачу сформировать».

То есть минфин снова решил перевыполнить план приватизации, но уже не в 16 раз, как в минувшем году, а ровно в 100 раз. Ранее министр Силуанов говорил, что это коснётся около трёх десятков компаний с государственным участием. Зачем это нужно?

В качестве довода приводится стандартный либеральный штамп: государство якобы является неэффективным собственником.

Вот только на «эффективных» частных собственников с 1990-х годов мы уже насмотрелись. Благодаря этому страна не то что свои авиалайнеры толком выпускать теперь не способна — отечественных подшипников порой найти невозможно! А что могут сказать про «эффективных» собственников взорвавшейся в этом январе котельной жители подмосковного Подольска? Полагаем, что многое, но по большей части это будет в непечатных выражениях.

Более того, специалисты указывают, что доходы от приватизации играют очень незначительную роль в латании дыр в государственном бюджете России. Да и сама по себе идея продавать госсобственность, которая приносит доход, для покрытия бюджетного дефицита — это нечто трудно постижимое. Примерно как продать колёса от машины, чтобы на вырученные деньги её покрасить.

Но если вспомнить, что финансами и экономикой государства у нас занимаются люди радикально либеральных взглядов, то всё становится на свои места. Для них распил госсобственности в интересах так называемых частных инвесторов — это вещь вполне естественная. Так что остаётся констатировать, что либеральный курс в России продолжает доминировать.

Оптимист с сияющим взором может возразить: но ведь в последнем Послании президента было столько всего сказано насчёт социальных проблем и их решения. Да, верно, сказано было. А ещё раньше были другие послания, в которых тоже было многое сказано. Поэтому лидер КПРФ Геннадий Зюганов, комментируя президентское выступление, и заметил, что неплохо было бы услышать отчёты за предыдущие.

Любому коммунисту, марксисту ясно, что не может быть так, чтобы в экономике царил либеральный монетаризм, но при этом социальная сфера была как при социализме. Впереди назначение нового состава правительства России. Ждать недолго, меньше пары месяцев. Вот и посмотрим, покинут ли свои посты сторонники либерализма и большой приватизации.

Михаил КОСТРИКОВ.