Фейк как оружие против истины
На модерации
Отложенный
В 1999 г. некто Р.Шипке на весь мир растрезвонил, что обнаружил на средневековом манускрипте изображение фрактала Мандельброта – популярного символа компьютерной эры, и что создатель изображения, монах XIII в., в своем труде изложил основы теории вероятностей, вычисление числа ПИ и т.п. «Открытие» Шипке, всколыхнувшее общественность, оказалось розыгрышем. Подобные фейки, компрометирующие альтернативные исследования, обычно базируются на толике истины; «прототип» был и у фейка Шипке. Не менее популярный фрактал («бабочка Лоренца», открытие ХХ в.) действительно представил в своем труде монах XVII в. А.Кирхер, известный и другими опередившими свое время разработками (волновая теория звука, «математический орган» – аналог компьютера, и др.). Притом широкую огласку имеют именно фейковые «открытия», а истинные свидетельства, не вписывающиеся в общепринятую картину той или иной эпохи, замалчиваются или изымаются из информационного пространства.
"Врата и ключ всех наук – математика… Сперва я докажу это в отношении человеческих наук и мирских дел, затем в отношении божественной науки", - Роджер Бэкон, монах-францисканец XIII века
Весной 1999 года научный мир был ошарашен удивительным открытием
Некий немецкий профессор Роберт Шипке посетил кафедральный собор города Ахена (ФРГ), где в одной из витрин увидел церковный манускрипт XIII века. На иллюстрации, изображавшей традиционный сюжет со Святым семейством, Вифлеемская звезда в небе имела совершенно необычный вид: характерную форму фрактала Мандельброта, одного из популярнейших ныне символов эры компьютерных вычислений.
Шипке установил имя переписчика, которым оказался некто Удо Ахенский (XIII в.). Дальнейшие поиски привели профессора в Баварию, в старинный монастырь бенедиктинского ордена под Мюнхеном. С помощью местных историков удалось добраться до архива монастыря, где и был найден толстенный фолиант Codex Udolphus, собственноручно написанный монахом Удо Ахенским (книга была известна историкам еще с XIX века и считалась сугубо богословской.
Шипке заявил, что обнаружил в книге изложение основ теории вероятностей, упакованных в форму порицания пристрастий к азартным играм, вычисление числа «пи», декартову систему координат и основы теории комплексных чисел. Целью труда Удо якобы была разработка метода для определения того, при каких условиях душе удастся достичь небес. Он предполагал, что всякая душа состоит из двух независимых частей, которые Удо назвал «profanus» (мирская) и «animi» (духовная), а затем стал представлять данные части как пару чисел на плоскости (любопытно, что ныне эти элементы комплексного числа семантически называются весьма похоже: «действительной» и «мнимой» частью). Разработав правила для сложения и перемножения чисел, Удо стал исследовать, как «душа каждого человека проходит испытания в течение жизни, из года в год колеблется между добром и злом, и в конечном итоге, согласно своей природе, либо засасывается во внешнюю тьму, либо навсегда притягивается к Господу».
Короче говоря, ученому миру оставалось бы лишь поражаться столь удивительной монашеской целеустремленности, сочетавшейся с гениальными прозрениями, если бы не единственное «но». Сообщение о сенсационном открытии датировано первым апреля 1999 года.
Итак, это был всего лишь остроумный розыгрыш, хотя и сфабрикованный на редкость добротно.
Подобные розыгрыши не редкость и ныне. Они успешно дискредитируют истинные свидетельства прошлого, не соответствующие общепринятым представлениям о той или ной эпохе и время от времени извлекаемые на свет Божий честными альтернативными исследователями.
Посему не будем торопиться с выводами, а вспомним лучше другой знаменитый фрактал, наиболее известный под именем «странный аттрактор» или «бабочка Лоренца». В 1962 году Эдвард Э. Лоренц, метеоролог из Массачусетского технологического института, нашел сравнительно несложную систему нелинейных дифференциальных уравнений, с помощью которой пытался описать конвекцию в атмосфере. Выстроенный по точкам график траектории, удовлетворяющей таким уравнениям, образовал чрезвычайно необычный для физики той поры объект – странный аттрактор.
Странный аттрактор Лоренца
Аттракторами называют точки или замкнутые линии, притягивающие к себе все возможные траектории поведения системы. В странном же аттракторе некоторая ограниченная область заполняется непредсказуемо движущейся точкой, траектория которой порождает фигуру дробной размерности. При этом точка в странном аттракторе совершает весьма сложные движения, хаотически перепрыгивая вперед и назад между двумя центрами-фокусами.
Со временем было обнаружено, что найденный Лоренцом закон имеет принципиально важный характер, поскольку описывает процессы не только в турбулентных потоках, но также в физике лазеров и гидродинамических систем, в сложных процессах химии и биологии.
А теперь взглянем на иллюстрацию из книги XVII века «Эдип Египетский», написанной монахом-иезуитом Атанасиусом Кирхером (1601-1680). С помощью этой схемы, наглядно изображающей сложные перемещения точки между двумя притягивающими центрами, представлены странствия души человеческой, кочующей между этим миром и миром «того света». Вряд ли кто станет отрицать, что перед нами типичный странный аттрактор.
Иллюстрация из книги XVII века «Эдип Египетский» Атанасиуса Кирхера
Удостовериться в том, что данный фрактал – это уже никакая не подделка или розыгрыш, очень просто. Конечно, сами подлинники книг Кирхера добыть ныне крайне проблематично, но иллюстрация эта приведена в известной энциклопедии Мэнли Холла «Изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии», в главе, посвященной теории и практике алхимии. Впервые книга Холла вышла в 1928 году, с тех пор часто переиздавалась, в том числе и на русском языке в России в постсоветские времена.
Атанасиус Кирхер
Странный аттрактор – далеко не самое известное открытие Кирхера. Гораздо больше этот ученый-иезуит известен своими опередившими время работами в области акустики, где им разрабатывалась волновая теория звука. Кирхеру первому пришло в голову провести эксперимент с помещением колокольчика в вакуум, он разработал акустический усилитель и выдвигал идею создания цветомузыкальных инструментов, а также был автором известной «Теории аффекта» о специфическом воздействии музыки на эмоции и психику человека. Почти на двести лет раньше Франсуа Шампольона Кирхер чуть было не расшифровал египетские иероглифы, правильно предположив, что ключ к разгадке надо искать в коптском языке. Однако, как сын своего времени и «последовательный алхимик», Кирхер чересчур увлекся вскрытием тайного, эзотерического смысла древнеегипетского письма, где потерпел полную неудачу.
Одним из любопытнейших изобретений Атанасиуса Кирхера стал и необычный «суперкомпьютер» под названием Organum Mathematicum (или «математический орган»), созданный им для обучения юного Карла Иосифа, эрцгерцога австрийского. Манипулируя деревянными рейками этого механизма, можно было выполнять сравнительно несложные арифметические, геометрические и астрономические вычисления.
Кроме того, здесь же можно было шифровать сообщения, проектировать фортификационные сооружения, вычислять даты Пасхи, а также сочинять музыку. «Краткое руководство по работе с органом» (как назвали бы это сейчас) составляло книгу объемом примерно 850 страниц, а своеобразными «алгоритмами» для работы на этом «компьютере» служили довольно длинные стихи на латинском языке, которые пользователи должны были учить наизусть.
Даже этого краткого экскурса достаточно чтобы понять, насколько смутно и, как правило, большинство наших современников представляет себе уровень развития мыслителей прошлого. Любопытно и то, что если раньше чересчур продвинутых исследователей духовные власти норовили упрятать поглубже в тюрьму (как того же монаха-францисканца Роджера Бэкона), то теперь власти мирские пытаются засунуть подальше в музейные запасники экспонаты, слишком откровенно не вписывающиеся в общепринятые представления о той или иной эпохе.Автор: Бёрд Киви
Опубликовано 14 марта 2024 | Комментариев 0 | Прочтений 349
Комментарии