Историк Владимир Хандорин о коммуноязычестве и богах коммунистов

На модерации Отложенный





"Правые по-христиански не творят себе кумиров. В той или иной степени, но без фанатизма (и даже с разногласиями по отдельным персоналиям), чтут Петра, Екатерину, всех троих Александров и обоих Николаев, Потёмкина, Столыпина, Колчака, Деникина, Врангеля, Корнилова. И даже по-человечески с пониманием относятся к отдельным советским деятелям (например, к Брежневу).

Современные же коммунисты религиозно обожают Ленина и Сталина (а Сталина - не только коммунисты, но и многочисленные малограмотные люди, твёрдо усвоившие сталинский миф, ибо по причине краха идеи коммунизма, олицетворявшейся в первую очередь Лениным, он более востребован как воплощённое сочетание идей державности и равенства, "народности"). Заметьте, они не требуют увековечения других советских лидеров вроде Брежнева (с Хрущёвым и Горбачёвым всё ясно, это "предатели"), ну разве что защищают от сноса давно стоящих истуканов разных "соратников" вроде Дзержинского. Но это - чепуха по сравнению с их борьбой за память Ленина и Сталина.

И это сознание идёт, несомненно, со сталинских времён. Ярый атеист Ульянов и Маркса-то с Энгельсом лишь уважал как идейных предшественников, но ещё не обожествлял. Ученик же духовной семинарии Джугашвили понимал, что какие-то элементы русского религиозного сознания следует использовать, но трансформировать в рамках советской мифологии. Он создал культ Ленина - бога, прославленного в тысячах памятников и топонимов и мавзолее, а Маркс и Энгельс заняли почётное место чего-то среднего между пророком Моисеем и Иоанном Предтечей. А затем и собственный культ, не менее (если не более) ленинского увековеченный в бронзе и названиях и ещё более проникающий: Ленин в роли Отца, Сталин в роли Христа. А коллективный святой дух - партия. Есть свои демоны (проклятые империалисты) и иуды (троцкисты и прочие проигравшие борьбу за власть недоучившемуся семинаристу однопартийцы), есть свои апостолы (успевшие помереть до 1937 года) - Свердлов, Дзержинский, Киров и другие.

Их тоже увековечивали, но лишь как "верных учеников и соратников". И когда Хрущёв вынул из этой сталинской квазирелигии главный элемент - самого Сталина, его оказалось некем заменить. Некогда популярный Троцкий (ведь когда-то за границей писали "правительство Ленина-Троцкого") не годился. Остался Ленин один, и пришлось искусственно усиливать "лениниану", ну а для заполнения вакуума ещё выделить из "апостолов" повыше других Дзержинского. Но всё равно чувствовался дискомфорт. Народ помнил Сталина больше, чем недолго (да ещё с учётом Гражданской войны) правившего Ленина. А те, чьих семей не коснулись репрессии, больше запомнили, как "цены снижали после войны". Но пока КПСС была у власти, возрождать официальный культ Сталина было чревато новым расколом мирового комдвижения и прочими смутными вариантами, поэтому с конца 60-х было решено про Сталина просто забыть, вспоминая исключительно в фильмах о войне как Верховного главнокомандующего. Новое развенчание времён Горбачёва-Ельцина тоже не дало ожидаемого эффекта (как и большевикам не дала ожидаемого эффекта бешеная антирелигиозная кампания 1918-1941 гг.). Культ пустил крепкие корни. А после краха системы в 1991 г. КПРФ, находясь официально уже в оппозиции, с лёгкостью вернула себе Сталина, попросту вычеркнув решения ХХ съезда.

На этом фоне весьма забавно смотрится, как КПРФ и лично Зюганов пытаются прилабуниться к Церкви (ещё и делают заявления типа "Христос - первый коммунист"). Не только воинствующий борец с "поповщиной" Ленин, но и циничный прагматик Сталин явно бы не одобрили. И на деле у ленинцев-сталинцев (даже у крещёных), как и ранее, богом является не Христос (зайти в храм свечку поставить - это так, на всякий случай, мало ли что), а всё те же Ленин и особенно Сталин".