Роковое решение Великого князя Михаила Александровича

На модерации Отложенный


16 марта 1917 года Великий князь Михаил Александрович Романов, брат Николая II, объявляет, что займет трон только по решению Учредительного собрания.

Если на минуту предположить «законность» беззаконного отрешения Государя Императора Николая II от власти, с момента обнародования более чем странного и, по-видимому, поддельного текста отречения, новым главой государства становится Михаил Романов. И поскольку армия поддерживала его, оставалось лишь формально принять эту власть. Но этого не случилось…

После получения известия из Пскова лидеры так называемой Февральской революции начинают консультации с Михаилом Александровичем. Он потрясен и рассеян в своем неожиданном неопределенном положении, некоторые фразы ему повторяют по два раза. Часть Временного правительства, подстрекаемая радикалами, пытается давить на Михаила и убедить того отказаться от власти и Императорского титула в виду того, что тот будто бы не может иметь прав на Российский престол из-за морганатического брака с женой, Великой княгиней (графиней до замужества) Натальей Сергеевна Шереметьевской.
Кроме того, члены Временного правительства и его лидер Александр Керенский спекулируют на том, что в случае принятия Михаилом Императорской короны в стране разразится Гражданская война.
Находясь под огромным психологическим давлением опытных политических манипуляторов, Михаил решает отказаться от верховной власти вплоть до решения Учредительного собрания, которое должно было решить судьбу будущего государственного устройства России.



Таким образом, Великий князь не отказывался от трона, а лишь на время передавал власть правительству до созыва Учредительного собрания. Он надеялся, и ему обещали, что время, остающееся перед Учредительным собранием, будет использовано для создания условий перехода в конституционную монархию.
В глубине души понимая, что его скорее всего обманули, надломленный Михаил Александрович складывает с себя всякую ответственность и удаляется в Гатчину, чтобы там попытаться наладить жизнь провинциального обывателя.

В действительности самовлюбленный политический авантюрист Керенский не собирался допустить реставрации монархии ни в каком виде. Нарастающая смута требовала радикальных перемен, и слабость, проявленная Великим князем Михаилом, только укрепила Временное правительство во всей полноте власти, развязав руки самым радикальным революционным элементам.
Как показывает история, Императору (даже не случившемуся) не суждено уйти в тень и прожить спокойную частную жизнь. Тем более во времена циклопических потрясений. Михаил Романов полагал, что временно отказался от Императорской короны из лучших побуждений, а на деле оказалось — навсегда.

Ночью 13 июня 1918 года большевики расстреляли Михаила Александровича.

Илья Рябцев