Вместо Масленицы: кого отправляют на костер поляки и британцы
На модерации
Отложенный
Весна – время обновления как для природы, так и для человека. Ее наступления ждут во всем мире, и в разных странах есть свои весенние праздники, посвященные смене времен года. Некоторые из них могут показаться странными и необычными, какие-то напоминают нашу Масленицу, а шествия и карнавалы похожи повсеместно.
Как русские научили американцев весну встречать? Кого отправляют на костер поляки и британцы? И почему змеям с горы Катини наконец-то повезло? Об этом рассказывает программа "Невероятно интересные истории" на РЕН ТВ.
Индийский праздник Холи
В Индии весну встречают праздником Холи. В этот день все бросаются друг в друга разноцветными красками. Чем больше красок, тем больше счастья. Чтобы оказаться на этом фестивале, не обязательно отправляться в страну чая. Попасть на него можно и у нас в России, например, в Кировске.
Немецкий праздник Фашинг – "пятое время года"
В древности люди отсчитывали начало года с начала весны. Традиция встречи весны сохранилась и в наши дни. Например, немецкий праздник Фашинг очень похож на нашу Масленицу. Там есть и Жирный четверг, и Сальная суббота, и даже Тюльпановое воскресенье. В эти дни люди устраивают карнавальные шествия, переодеваются в рыцарей, принцесс и других сказочных персонажей.
Традиция шумно гулять перед Великим постом зародилась в Германии еще в XV веке. И последнюю неделю каждого февраля немцы отмечают до сих пор. Карнавал похож на большую средневековую ярмарку. Хотя Фашинг праздник не официальный, многие бюргеры и фрау без зазрения совести в эти дни прогуливают работу. И начальники их не ругают. В стране даже прозвали эти дни пятым временем года или дополнительным отпуском.
Марди Гра в Новом Орлеане
Свой Жирный вторник есть и в американской Луизиане. Марди Гра с особым размахом отмечают в Новом Орлеане. Только представьте: миллионы ряженых разом вываливаются на улицы и устраивают какофонию.
"Это подарок французов, они устроили первый Марди Гра 3 марта 1699 года. Потом фестиваль отмечали почти сто лет, пока испанцы его не отменили. Но как только Луизиана вошла в США, мы вернули себе Марди Гра", – рассказал историк Артур Харди.
С тех пор ничто не могло заставить новоорлеанцев отказаться от карнавала: ни гражданская война, ни мировые конфликты XX столетия, ни даже ураган "Катрина". В самые трудные времена они разве что веселились чуть скромнее.
Постепенно Марди Гра стал визитной карточкой города. А в 1872 году его посетил великий князь Алексей Александрович Романов со своей пассией – американской актрисой Лидией Томпсон. Они проехали по городу на платформе с надписью "Король". Так русские научили американцев выбирать короля и королеву весенней ярмарки. И не только.
"Три цвета карнавала также выбрал князь Алексей Александрович: фиолетовый, желтый и зеленый – символы справедливости, силы и веры. Сегодня эти цвета официально занесены в устав праздника", – отметил историк Артур Харди.
А в другой традиции российский князь явно не участвовал. Каждый год избранные король и королева фестиваля бросают в толпу оловянные монеты, мишуру и четки, похожие на елочные гирлянды. Народ отчаянно борется за эти богатства. В ход идут любые хитрости... даже пикантные.
Так как Жирный вторник – это, по сути, наша Масленица. Здесь есть не только зрелища, но и хлеб.
Правда, вместо блинов с маслом и икрой в Новом Орлеане подают блюда на любителя: трехцветный пирог с фаршем из раков и рисовый суп с мясом.
Зачем в Польше сжигают чучело Марены
Но какая Масленица без пылающего чучела? Сжигать соломенное или деревянное изваяние во имя весны принято не только у нас. В Польше на костер отправляют Марену. Но кто она такая? И чем заслужила гореть синим пламенем?
Оказывается, это славянская богиня, которую связывают с зимой и смертью. По традиции, только уничтожив ее, можно прогнать холода и разбудить весну. Но просто сжечь Марену мало. Полыхающую фигуру из соломы с белыми лентами обязательно топят в реке.
"Существует правило, что нельзя трогать чучело, пока оно находится в воде руками, поскольку считается, что из рук уйдет сила. Точно так же, уходя, нельзя оборачиваться, потому что считается, что ты накликаешь беду на своих родственников", – сообщила культуролог Анастасия Кузьмина.
Сожжение Марены – языческий ритуал. Веками католическая церковь с ним боролась, но все зря. Поляки жгли и топили куклу даже под страхом кары небесной. В итоге священники смирились. Поэтому счастливый народ продолжает отправлять соломенную жертву на костер каждую весну.
Фестиваль огня Белтейн в Шотландии и Ирландии
В Шотландии и Ирландии тоже не забывают праздники предков. Когда-то друиды по весне приносили жертвы богу солнца и плодородия Беленусу. Сегодня веселые британцы каждый май от души гуляют на фестивале Белтейн.
"Кельты верили, что в этот день бог солнца спускается к ним с небес, и где-то среди толпы наслаждается праздником. Они украшали дома, жгли костры и прыгали через огонь", – рассказал организатор фестиваля Александр Уильямс.
Далекие предки англичан скакали над пламенем в чем мать родила. Они верили, что это лучший способ прогнать все болезни и очиститься. Поэтому обжигать пятки приходилось всем – от мала до велика. Сегодня на фестивале тоже прыгают через костры, правда, уже в одежде и исключительно на потеху.
Итальянский праздник заклинателей змей
На итальянском празднике весны огня нет. Зато есть змеи. Да-да, ползучие гады – главные действующие лица фестиваля Серпари ди Сан Доменико. Его устраивают в небольшой деревушке Кокулло в регионе Абруццо первого мая. Но почему именно рептилии там в таком почете?
"В доисторические времена змеи были тотемом этого италийского народа. После прихода христианства на эту территорию культ змей нашел свое отражение в образе монаха Доминика Соргского. Он славился тем, что исцелял от укусов змей", – пояснила культуролог Анастасия Кузьмина.
Подготовка к празднику начинается еще в марте. Серпари – потомки средневековых цыган и заклинателей змей – отправляются на гору Катини и ловят там рептилий. Потом их несколько месяцев держат в деревянных ящиках, откармливают яйцами и мышами. А первого мая змеюк вытаскивают на главную площадь, чтобы они по очереди дернули зубами за колокольчик на входе в часовню Сан-Доменико. После их всем скопом вываливают на статую святого Доминика.
"Четыре человека выносят из храма статую святого. Будет хорошим признаком, если высыпанные на статую змеи окажутся обвитыми вокруг ее головы. Плохой знак, если змеи упадут со статуи", – уточнила культуролог Анастасия Кузьмина.
Все желающие могут погладить змей. Они не ядовитые, к тому же дрессированные. Серпари занимаются с ними перед праздником почти два месяца. Когда все жители Кокулло наобщаются с ползучими талисманами, а статую пронесут по городу, рептилий отпускают восвояси. Кстати, это нововведение. В прошлом главных героев праздника относили на кухню и готовили из них блюдо дня.
Комментарии