Американизм и русскость

На модерации Отложенный

В России всегда любили Америку: за свободу, раскрепощённость, широкую улыбку, предприимчивость. Одним словом, за внешность. И эта ослепительная внешность закрыла от наших невнимательных глаз пропасть, отделяющая русскую культуру от американской.

Русскость есть человечность. Американизм есть бизнес.

В России культура формировалась веками: через религию, философию, историю, литературу. В Америке со дня её открытия на всём делали деньги. Они их накопили очень много. Сделали доллар международной валютой, с помощью которого управляли миром. Всюду американцы приходят, прежде всего, как банкиры. Они не отдают, они покупают.

Различие между Россией и Америкой так велико, что нам не достичь взаимопонимания. Хотя бы потому что, несмотря на всю сложность нашего бытия, мы остаёмся неисправимыми идеалистами. Американцы в любых условиях закоренелые материалисты.

Дело не в том, кем написана икона — Андреем Рублёвым или неизвестным монахом, а в том, что в течение тысячи лет на неё молились с верой и надеждой. Души скорбные и угнетённые обращались к иконе со своими молитвами, каждая с собственными надеждами и словами.

Вот это, а не бухгалтерские счёты, формирует духовную культуру. Культуру составляет богатство духовного опыта, его долголетие и сложность.

Глубиною души, её сложности, особенности и мечтательности мы не уступаем никому. Американцы такие тонкости не понимают и им их не растолковать. Они несут культуру не возвышения, а унижения.

Они не мечтатели. Разве что о мировом господстве, когда, положив ноги в сапогах на стол, диктовать свои условия. Но это так себе мечта. Американцы не воображают, не задумываются, не обременяют себя чувством ответственности — просто ставят сапоги на стол. Само государство есть богатейшая торговая компания "Купи-продай".

Русские приносят народам промышленность, науку, культуру, образование, чтобы они "росли над собой". Помогают и спасают, даже в ущерб себе. Когда у американцев Боливар не выдерживает двоих, наша кляча тащит на себе целый воз.

Янки могут больно кусаться до тех пор, пока кто-то не укусит сильнее. Они слишком прямолинейны. И в мировом масштабе их жизнь остаётся без духа, творчества, идеала. Если, конечно, не считать за идеал "золотой телец".

И сегодняшнее наше разорительное и разрушительное противостояние есть отношение к человечности. И это сознание должно нас укреплять.