Александра Коллонтай: "Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений"
На модерации
Отложенный
Оцените:
1. Семья и брак-явление историческое, переходящее, зависящее от хозяйственных отношений. господствующих на данной ступени развития производства. Форма брака и семьи определяются системой народного хозяйства данной эпохи и видоизменяются вместе с изменением экономических основ общества.
2. Семья-так же, как государство, религия, наука, мораль, законы и нравы, есть надстройка, вытекающая из экономического хозяйственного уклада общества.
3. Семейно-брачные отношения тем устойчивее и жизнеспособнее, чем больше производственных задач лежат не на обществе, в целом, а, на семье. «Чем меньше развит труд, чем ограниченнее его количество тем сильнее господство полового союза» (Ф. Энгельс: «Происхождение семьи, собственности и государства»).
4. Семья жизненна, и необходима для человечества в период натурального хозяйства, когда семья представъляет замкнутую хозяйственную единицу. Семья в те времена одновременно единица производительная и потребительная. Вне семейно-хозяйственного коллектива (особенно на ранних ступенях развития общества) человеку неоткуда добыть жизненных благ. Крестьянская семья в местностях и странах, капиталистически слабо развитых (например, среди народов Востока), до сих пор носит подобный характер семейно-хозяйственного союза.
Семья теряет свою жизненную необходимость, а, следовательно, свою крепость и устойчивость с переходом к меновой торговле, к замене натурально-потребительского хозяйства торгово кaпитaлиcтичеcким.
5. Превращение брачно-семейного союза из производственной единицы в единицу только правовую, в потребительную при развитии и утверждении капиталистической системы производства ведет неизбежно к ослаблению брачно-семейных уз.
6. При господстве частной собственности и буржуазно-капиталистической системы хозяйства основой брака и семьи служит: 1) хозяйственный или материально-денежный расчет; 2) экономическая зависимость женского пола не от общественного коллектива, а от кормильца семьи-мужа; з) забота о детях.
7. Семья при капитализме с его системой индивидуального хозяйства, входит, как самостоятельная единица, в учет хозяйственных задач и функций капиталистического народного хозяйства. Семейно-хозяйственная единица при капитализме не сливается и не растворяется в народном хозяйстве государства. Она существует, как самостоятельная, хозяйственная ячейка, либо производственная (семья крестьян), либо потребительская (семья горожан).
Индивидуальное хозяйство, вырастающее из частной собственности, - основа буржуазной семьи.
Великий переворот в эпоху диктатуры пролетариата
8. Коммунистическое хозяйство упраздняет семью, семья утрачивает эначение хозяйственной ячейки с момента перехода народного хозяйства в эпоху диктатуры пролетариата, к единому производственному плану и коллективному общественному потреблению.
Все внешние хозяйственные задачи семьи от нее отпадают: потребление перестает быть индивидуальным, внутрисемейным, его заменяют общественные кухни и столовые, заготовка одежды, уборка и содержание жилищ в чистоте становятся отраслью народного хозяйства, так же, как стирка и починка белья. Семья, как хозяйственная единица с точки зрения народного хозяйства, в эпоху диктатуры пролетариата должны быть признана не только бесполезной, но и вредной. Вред ее для интересов коллектива трудовой республики с единым хозяйственным планом и целесообразным использованием всех наличных трудовых сил («включая женщин) заключается: 1) в неэкономическом расходовании продуктов и топлива при мелком единоличном хозяйстве; 2) в непроизводительной затрате труда на обслуживание семьи со стороны ее членов, особенно женщин, жен и матерей.
9. В эпоху диктатуры пролетариата семья утрачивает свое хозяйственное назначение; внешние скрепы семьи, выходящие за пределы хозяйственных задач семьи, таковы: экономическая зависимость женщины от мужчины, и забота о подрастающем поколении-ослабляются и отмирают по мере утверждения начал коммунизма в трудовой республике. Труд женщин, с введением всеобщей трудовой повинности, приобретает самостоятельную ценность в народном хозяйстве, не зависящую от ее семейного и брачного положения. Экономическая подчиненность женщины мужчине через брак и семью совершенно отпадают.
Забота о детях, их физическое в духовное воспитание становятся признанной задачей общественного коллектива в трудовой республике. Семья, воспитывая и утверждая эгоизм, ослабляет скрепы коллектива и этим затрудняет строительство коммунизма.
Взаимные отношения родителей и детей очищаются от всяких привходящих материальных расчетов и вступают в новый, исторический период.
10. Семья, лишенная всяких хозяйственных задач, не несущая ответственности за подрастающее поколение, не служащая более для женщины основным источником ее существования-перестает быть семьей. Она суживается, превращаясь в союз брачной пары, основанной на взаимном договоре.
Трудовому государству в эпоху диктатуры приходится считаться уже не с семьей, как хозяйственной социальной единицей, которая тем скорее отмирает, чем крепче внедряются устои коммунизма в хозяйство и общество, а с видоизменяющимися формами брачных отношений. Семья, как хозяйственная ячейка, также, как союз родителей и детей обусловлены материальной заботой о детях, осуждена на исчезновение. Трудовому коллективу, советскому государству, в период диктатуры рабочего класса приходится устанавливать свои отношения уже не к семье, а к формам брачного общения полов.
11. Какая форма брачных отношении ближе отвечает интересам трудового коллектива? Каковы должны быть формы полового общения в переходную эпоху от капитализма к коммунизму, чтобы не разлагать, а, наоборот, скреплять коллектив и этим облегчать строительство коммунизма?
Ответ на эти вопросы даст складывающееся новое право и формирующаяся коммунистическая мораль, вырастающая из основы трудового уклада общества.
12. Брак, лишенный хозяйственно-социальных задач прежней семьи, перестает подлежать учету со стороны трудового коллектива. Учету подлежит уже не брак, а его результат-ребенок. Перед лицом трудового государства и его права-есть материнство (обязательство республики но обеспечению материнства и детства), но не должно быть брачной пары, как узаконенного коллектива, оторванного от главного основного трудового союза всех граждан трудовой республики. Декреты о брачном праве в трудреспублике, узаконивающие взаимные права супругов (право требовать материальной поддержки на себя или ребенка), и подтверждающие законом допустимость выделения брачной пары и ее интересов от общих интересов трудового социального коллектива например, право жен следовать по месту службы за мужем)-пережитки прошлого, противоречащие интересам коллектива, ослабляющие его спайку и потому подлежащие пересмотру и изменению.
13. Новое право должно утвердить материальную связь материнства с интересами трудового коллектива и уничтожить всякую зависимость ребенка от взаимоотношений его родителей. На место родительского права вступает право трудового коллектива, ведущего строгий учет в интересах единства хозяйства, всем живущим и рождающимся трудовым единицам. Брачное в эпоху диктатуры должно уступить место регулировке отношений государства к материнству и отношений матери и к ребенку, и к трудовому коллективу (охрана женского труда,), обеспечение беременных и кормящих, обеспечение детей и их социальное воспитание, установление вэаимоотношений матери и социально воспитываемого ребенка. Право отцовства должны устанавливаться не через брак, а непосредственно регулировкой взаимоотношений отца к ребенку (не материального характера) при добровольном признании отцовства (право отца наравне с матерью «выбирать для ребенка социальную систему воспитания, право духовного общения с ребенком и влияние на него, поскольку это не идет в ущерб коллективу и т. д.).
14. Брачное общение полов может подлежать законодательной регулировки в интересах трудового коллектива с двух точек зрения: а) в интересах народного здоровья и гигиены расы, б) в интересах прироста или уменьшения народонаселения в зависимости от потребностей народохозяйственного коллектива.
Поэтому в эпоху рабочей диктатуры вмешательство трудового коллектива в брачное общение полов должно вступить в новую фазу и из регулировки путем законодательных предписаний, ответственности перед судом и т. д. перейти в область морально-агитационного и гигиеническо-просветительного воздействия, одной стороны, социальных мероприятий, оздоравливающих отношения между полами и обеспечивающих здоровое потомство, с другой стороны.
Например, борьба с венерическими и другими заразными болезнями должна вестись на почве широко развернутой работы Наркомздрава и Наркомпроса, в области гигиены, санитарии, просвещения масс, уменьшающих не только возможность передать заразы половым общением, но и понижающих «бытовое заражение».
Наказуемость и привлечение к ответственности по закону должна быть устанавливаема не за акт брачного общения, а в общем порядке за сознательное умолчание и сокрытие заразной болезни, как при общении с сотрудниками по работе, сожителями по комнате, так и при вступлении в половые сношения, а также зa несоблюдение мер предосторожности для понижения возможности передачи заразы.
15. Регулятором взаимоотношений полов, в интересах трудового коллектива и его потомства период диктатуры, ставится не право, а коммунистическая мораль.
Комментарии
О идеальной жене мечтаете? Коллонтай для вас ИДЕАЛ!!!
Аверкий Алексей, Сказал бы кто она. Забанят.
Олег Модестов, Забанят, отмазки... Слюной боитесь затопить?
Аверкий Алексей, Нет. Просто блядь она подзаборная. Надеюсь прочитать успеете.
Модестова одна лишь мысль томит
и от неё мальчонка тает -
Одно печально - годы.. не стоит,
А то бы он задвинул Коллонтаю..)))
Опять битую ссыль даёшь . Гляди, посодют!
Sergey_Yakunnen_5854, учи матчасть
умная была женщина , ничего не скажешь...не чета нынешним Мидовским...уважали ее во всем мире, и слов на ветер не бросала, а тихо делала порученное ей дело...Умница!
leonid, И прекрасное движение "Долой стыд!" создала.
Олег Модестов, ты этого движения приверженец..врешь и не краснеешь.
Sergey_Yakunnen_5854, это коммунисты врут и не краснеют.