Легендарный Жора.

Так сложилось, что с детства я любил историю, любил исторические романы, любил читать книги, связанные с историческими событиями. В 14-15 лет меня было за уши не оторвать от Иудейских Войн Иосифа Флавия.

Как попала ко мне эта книга, сейчас, спустя почти 40 лет, мне трудно вспомнить, но помню, что читал, сверял с какими-то картами, пытался идентифицировать место события, где стояла какая крепость, откуда и куда перемещелись когорты и легионы.

К сожалению, в СССР доступ к информации был очень затруднен. Разрешалось читать только официально утвержденные (на данный момент) источники, которые могли вдруг оказаться тоже запрещенными. Источники, которые были всё же доступны, были наполнеными противоречиями, явными подлогами и лозунгами вместо цифр, дат и фактов. Тем не менее, мне нравилось в этом копаться.

Уже в середине 90-х, с распостранением интернета началась эра взрывообразного выплеска исторической информации в прямой доступ. Многое оказалось совсем не так, как я знал, что я затвердил в памяти в молодые годы. Много информации оказалось для меня совершенно новой, о чем я вообще не имел представления. Поскольку военная история и история авиации были для меня излюбленным полем, начиная с книг авиаконструктора Александра Яковлева "Записки Авиаконструктора" и "Цель Жизни", а также, поскольку мне, как еврею было очень интересно в конце-концов разобраться с историей ближневосточных войн, вопрос воздушных сражений в небесах над Израилем, Сирией, Ливаном, Иорданией и Египтом меня захватил вполне серьёзно.

Открытием для меня стало имя, которое уже было давно легендарным в ВВС всего мира. Пилота звали Гиора (я думаю, что правильно называть его Жора) Эпштейн. Его бои изучали в академиях и школах истребителей, о нем писали итальянцы, китайцы, французы и, конечно, американцы. Для любого летчика-истребителя в мире Гиора Эпштейн - идеал, к которому он, пилот, должен стремиться.

Из телевизионных программ российского ТВ типа "Ударная Сила" и "Военное Дело", интересанты могут узнать, что в Израиле ВВС - это элита элит сил обороны Израиля, мечта для большинства новобранцев. Следующей по престижности идет десантура, и далее по нисходящей.

Гиора Эвен (Эпштейн) родился в 1938 году, в киббуце Негба, в Израиле. В 1956 году ему исполнилось 18. Он очень хотел попасть в ВВС, но ему было отказано по каким-то междицинским показателям, вроде того, что проблемы (скорее всего возрастные) с сердцем. И вот, скрепя проблемным сердцем, он подался в десантники. Там его нашли вполне годным и он отдал десанту первые 7 лет армейской службы. В 1963 году Эпштейну удалось добиться перевода в авиацию.

Уже во время обучения Жора "отличился". Во время тренировочного полета в спарке с инструктором, когда его машина сорвалась в штопор. Инструктор запаниковал и начал командовать вроде "напра-нале-костыль на пле-, кругом-бегом-обс тенку лбом". Эпштейн посоветовал инструктору заткнуться (буквально) и не мешать ему управлять самолетом, после чего спокойно вывел машину из штопора.

Боевой счет сбитым самолетам противника Эпштейн открыл во время Шестидневной войны, сбив пушечным огнем египетский Су-7. Но действительно знаменитым среди пилотов-истребителей мира Эпштейн стал во время Войны Судного дня, когда за 2 дня он сбил ВОСЕМЬ истребителей противника.

Этот показатель, как и его общий счет (17 подтвержденных побед) остается мировым рекордом среди истребителей реактивной эры.

Вообще, в советской литературе вы можете найти, что Евгений Пепеляев сбил 20 самолетов во время Корейской войны, но это фальшак и сам Пепеляев в интервью в 93-м году говорил, что с уверенностью он может говорить о 12, а возможно и о 15 победах.

Был ещё Николая Сутягин, который якобы сбил 21 самолет противника во время Корейской войны, но среди 16 Сейбров, которые он якобы сбил, подтверждены только 4 победы. Остальное - фальшак.

Таким образом, рекордсменом является именно Гиора Эпштейн.

20 октября 1973 года Эпштейн лидировал группу из 4 Нэшеров (израильская копия Мираж-5) в районе Суэцкого канала. Группа засекла 2 египетских МиГ-21 и начала их преследование. По ходу дела, МиГи стали уходить от израильских истребителей, но, как выяснилось позже, они заманивали израильтян в воздушную засаду - 20 (10 пар) МиГ-21 стали резко набирать высоту, атакуя четверку Нэшеров. Эпштейн успел сбить ракетой ведущего первой пары, но ведомый успел уйти как раз в тот момент, когда двадцать МиГов наконец набрали высоту, чтобы вступить в бой.

МиГи использовали тактику, которую израильтяне называли чашей. Это "собачья свалка", ограниченная полусферой воздушного пространства, замкнутого снизу поверхностью земли. Обычно, в таких схватках победа остается за тем, у кого численное преимущество и лучшая слетанность, лучшая скоординированность в группе.

Израильтяне сбили несколько МиГов в групповой хватке, но у 3 из 4 Нэшеров горючее и снаряды в пушках заканчивались, хотя у Эпштейна ещё оставался запас. Гиора скомандовал своей группе возвращаться на базу, а сам остался один против 11 мигов.

Один против ОДИННАДЦАТИ МиГ-21... Его потом спрашивали, почему он не ушел и остался один воевать с одиннадцатью истребителей противника. Ответ, а это надо слушать, меня развеселил: "Почему я должен был уходить", - искренне удивляется пилот - "Горючее в баках есть, есть одна ракета на пилоне, снаряды в пушках есть, а вокруг полно целей летает! Зачем уходить от такого?"

Эпштейн сбил ещё 3 МиГа в этой схватке, сел на хвост четвертому, но тут сигнал о малом остатке топлива заставил его отвернуть и уйти на базу. Его никто не преследовал. Оставшиеся 4 пары Мигов сбежали, счастливые, что израильский асс их не успел грохнуть. 

На следующий же день Гиора Эпштейн сбил ещё 4 МиГ-21 и это был последний день воздушных боёв Войны Судного Дня.

В возрасте 50 лет Эпштейн перешел на F-16. Ему не понравилось пилотировать этот истребитель. Нет тех ощущений, когда самолет управляется компьютером, а пилот лишь один из "инпутов" для компьютера. Да, соглашается Гиора, это замечеательный самолет, на котором можно достичь значительно большего, чем на машинах типа Миржей, но ощущения уже не те. Нет того удовольствия, которое он испытывал, летая на Миражах, Нэшерах и Квирах.

Гиора вышел в отставку в звании полковника и в возрасте 59 лет, в 97-м году.