Как генерал Лебедь спас Приднестровье

На модерации Отложенный

Конфликт в Приднестровье начался в 1980-х годах, когда в Молдавской ССР стали распространяться идеи о схожести молдавского и румынского языков и о возможном объединении с Румынией. Эти идеи были популярны среди молдавских политиков, но вызывали недовольство у преимущественно русскоязычного населения. В конце 1980-х годов власти Молдавской ССР приняли закон о признании только молдавского языка государственным, а также выразили желание присоединить Бессарабию и Северную Буковину к Румынии, что стало катализатором для сторонников сохранения советской системы и связей. На конференции представителей трудовых коллективов в Тирасполе 4 ноября 1989 года было принято решение о проведении референдума о статусе автономии для регионов Молдавии, где проживали в основном русскоязычные и украиноязычные жители.

Голосование состоялось в конце 1989 - начале 1990 годов, и 2 сентября было объявлено о создании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе СССР. После августовского путча 1991 года и распада Советского Союза республика провозгласила свою независимость. Постепенное укрепление Молдавией атрибутов суверенного государства, включая армию, привело к решению лидеров прорумынских сил начать военную агрессию против Приднестровья. Эскалация конфликта привела к боевым столкновениям, начиная с марта 1992 года и до введения в июле российского миротворческого контингента. Россия, как правопреемница СССР, вынуждена была вмешаться в конфликт раньше.

23 июня 1992 года генерал Александр Лебедь прибыл инкогнито в Тирасполь под видом инспектора полковника Гусева с целью предотвращения развития конфликта. 

Причиной для визита стал отказ офицеров штаба 14-й гвардейской общевойсковой армии, размещавшейся в регионе, подчиняться командующему генералу Юрию Неткачёву, которого они обвинили в сотрудничестве с Министерством обороны Республики Молдова.

27 июня Лебедь был назначен командующим 14-й армии, которая была переведена в прямое подчинение Генеральному штабу России. Предварительно генерал, действуя через командующего Неткачёва, который уже не имел подчиненных, приказал переместить боеприпасы армии в бетонные капониры для самолетов, как требовали офицеры. Лебедь проявил решительность в своих действиях, улучшив работу противовоздушной обороны и организовав призыв среди резервистов Тирасполя.

Вскоре были получены разведданные о планах Молдовы на захват Тирасполя с Кицканского направления и уничтожения военных жилых городков. Стало ясно, что молдавская сторона не готова к переговорам. Понимая это, генерал Лебедь и штаб 14-й армии решили провести мощный артиллерийский удар недалеко от частей и объектов армии Молдовы.

Несмотря на запрет министра обороны России Павла Грачева на открытие огня, Лебедь осуществил атаку на три базы отдыха Бригад специального назначения, полиции и регулярной армии, а также на склады и командные пункты Молдовы. 

Далее последовала пресс-конференция Лебедя, где он сказал знаменитую фразу: «... армия будет продолжать сохранять нейтралитет, но качество этого нейтралитета изменится. Это будет другой, качественно другой нейтралитет — вооружённый нейтралитет». 

Вскоре молдавская сторона запросила перемирие.