Очнулась бесплодной: как женщины подвергаются принудительной стерилизации
На модерации
Отложенный
В 2023 году индейские женщины из племени атикамек подали иск против трех врачей, которых они обвиняют в проведении недобровольной стерилизации в маленьком городке на севере Канады. За последние 20 лет подобные случаи фиксировались в 38 странах мира. Forbes Woman рассказывает об этой практике
Евгенические законы
Принудительная стерилизация исторически использовалась как инструмент евгеники — учения, согласно которому при помощи селекции можно улучшить наследственные качества человека. Разные сторонники евгеники полагали, что, искусственно ограничивая рождаемость, можно избавить человечество от наследственных заболеваний, сделать общество более нравственным (некоторые считали, что аморальное поведение является следствием вырождения), бороться с бедностью.
В начале XX века эти идеи нашли выражение в законодательстве разных стран. Самый известный пример — нацистская Германия, но помимо нее с 1930-х годов законы о принудительной стерилизации расовых меньшинств, недееспособных людей с психическими заболеваниями, а также людей с зависимостями принимались в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Канаде, Швейцарии и других странах.
В США вплоть до конца 1970-х годов стерилизовали людей с диагностированными психическими заболеваниями и с ограниченными возможностями здоровья, людей с эпилепсией, осужденных. Большинство подвергшихся операции составляли женщины, особенно темнокожие, латиноамериканки и представительницы коренных народов. В Пуэрто-Рико процедура была настолько распространена, что ее называли просто «эта операция»
В России в первые годы советской власти евгеника также рассматривалась как средство создания более крепкого и здорового общества. В 1920-е годы издавался «Русский евгенический журнал», в котором перепечатывали резолюции европейских евгенических обществ. Но в итоге советская власть сосредоточилась на пропаганде гигиены и медицинской профилактике.
Больные, бедные, неблагонадежные
В 2019 году правительство Японии извинилось за существовавшую в прошлом практику принудительной стерилизации людей с хроническими заболеваниями и обязалось выплатить пострадавшим по 3,2 млн иен. Некоторые были вынуждены пройти эту процедуру из-за диагнозов, которые были поставлены неверно на основании только семейного анамнеза. Всего с 1948 по 1996 год принудительной стерилизации подверглись около 16 500 человек, в основном женщины с ограниченными возможностями здоровья.
А в 2022-м правительство Чили извинилось перед женщиной, которой подобная операция была сделана относительно недавно — в 2002 году. Во время беременности женщине, известной как Франциска, поставили диагноз ВИЧ и в ходе кесарева сечения, заодно провели и хирургическую стерилизацию на том основании, что иметь больше детей для человека с таким диагнозом «было бы безответственно». В действительности при должной терапии женщина с ВИЧ может родить и вырастить здоровых детей. О проведенной стерилизации Франциска узнала, очнувшись после наркоза.
Иногда женщины узнают об операции постфактум, после того, как она уже проведена. Но иногда соглашаются сами под давлением или в обмен на какие-либо блага. Например, в ЮАР были описаны случаи, когда врачи отказывались прописывать женщинам лекарства для лечения ВИЧ-инфекции или предоставлять возможность сделать аборт до тех пор, пока те не согласятся на стерилизацию.
Порой женщин вынуждают подписывать согласие на операцию прямо во время родов, когда из-за сильной боли они не могут внимательно ознакомиться с документами и принять информированное решение. Об этом, в частности, сообщали информантки авторов доклада «Против ее воли: насильственная и принудительная стерилизация женщин во всем мире» (подготовлен в 2011 году фондом Open Society) из Намибии.
Практика принудительной стерилизации не ограничивается ВИЧ-положительными женщинами. Например, в 2019 году канадский врач был оштрафован за насильственную стерилизацию представительницы коренного народа. Сенатор Ивонн Бойер, занимающаяся этой проблемой, говорила, что с 1970-х годов от этой практики пострадало не менее 12 000 женщин. В отчете ООН 2014 года также приводятся свидетельства о женщинах рома, которых принуждали соглашаться на стерилизацию во время родов в Чехии, Венгрии и Словакии.
В 2021 году в Перу начался судебный процесс против бывшего президента Альберто Фухимори, который возглавлял страну с 1990 по 2000 год. При нем в рамках программы экономических реформ принудительной стерилизации подверглись 270 000 человек, большинство из которых были женщинами из числа коренного населения из бедных сельских районов. Программа подавалась как инструмент планирования семьи. Прошедшие через процедуру женщины позже заявляли, что потеряли не только возможность иметь детей, но и социальный статус, поскольку в традиционных сообществах ценится фертильность.
Похожая проблема существует в Индии: только в 2012 году стерилизации подверглось около 4,6 млн женщин, особенно из числа наиболее бедных. В пандемию в 2020 году было стерилизовано более 250 женщин. Некоторые информантки сообщали, что во время операции испытывали сильную боль, при этом им часто не сообщают о существовании других методов планирования семьи.
Доклад фонда Open Society сообщает о похожей практике в Узбекистане. По данным авторов, женщине, уже имеющей одного или двоих детей, может быть проведена перевязка маточных труб во время кесарева сечения. 54 опрошенных ими врача подтвердили, что участвовали в реализации соответствующей госпрограммы. В 2012 году узбекские власти в ответ на просьбу издания Би-би-си (заблокировано на территории России) прокомментировать ситуацию заявили, что обвинения в осуществлении программы стерилизации населения — клевета, а операции проводятся исключительно с согласия пациенток.
А в 2018 году бывшая сотрудница американской Иммиграционной и таможенной полиции (Immigration and Customs Enforcement, ICE) рассказала, что испаноязычным мигранткам, содержавшимся под стражей, проводились инвазивные гинекологические операции, в том числе гистерэктомии (удаления матки), без информированного согласия. В 2013 году Центр журналистских расследований сообщил, что в период с 2006 по 2013 год по меньшей мере 144 операции по перевязке маточных труб были проведены заключенным тюрем Калифорнии.
Принцип определенности
Согласно индексу, ежегодно составляемому международной организацией Transgender Europe (TGEU), в 2023 году 28 стран сохраняют требование о стерилизации для людей, желающих сделать транс-переход. Объяснения даются разные: например, японское правительство и Верховный суд в 2019 году выразили обеспокоенность по поводу беременности транс-мужчин, заявив, что это может «вызывать замешательство в обществе». Впрочем, в октябре 2023 года Верховный суд Японии постановил, что положение, включающее стерилизацию в транс-переход, является неконституционным. Тогда же обязательную стерилизацию как условия для транс-перехода отменили в Финляндии и Чехии.
«Чтобы психов не рожала»
По российскому законодательству принудительная стерилизация невозможна. Подвергнуть ей недееспособного человека можно только по решению суда после заявления опекуна, причем суд должен пройти при участии недееспособного гражданина.
Любая медицинская стерилизация (статья 57 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») возможна только по письменному заявлению гражданина (или его опекуна) и с соблюдением одного из двух ограничений: гражданин должен иметь не менее двух детей или быть старше 35 лет. Их можно не соблюдать при наличии специальных медицинских показаний. Среди них в списке Минздрава перечислены туберкулез, болезни крови, порок сердца, тяжелые хронические и наследственные психические расстройства.
Однако права граждан, признанных недееспособными, систематически нарушаются. В 2005 году правозащитники предали огласке факты принудительной стерилизации женщин, проживавших в психоневрологическом интернате № 5 Московской области. «Тогда речь шла о дееспособных женщинах, которых обманом и угрозами заставляли подписывать согласие на стерилизацию», — говорила директор Независимой психиатрической ассоциации Любовь Виноградова в интервью «Новым известиям». В 2009 году уполномоченная по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина выяснила, что 14 девушек, проживавших в Озерском психоневрологическом интернате, подверглись стерилизации без обязательного суда, только на основании ходатайства их опекуна — директора ПНИ. «Позже под нож хирургов были отправлены и другие воспитанницы специнтерната, — рассказывала Марголина в интервью «Российской газете». — Поражает цинизм административной формулировки во всех сопроводительных документах: «...чтобы психов не рожала».
В 2011 году жительница Волгограда, которая в детстве осиротела и была отправлена родственниками в ПНИ, отсудила у интерната и городской больницы 500 000 рублей в качестве компенсации за стерилизацию. Операцию провели вместе с абортом, когда девушка забеременела, — но сама она узнала об этом много позже.
А в 2020 году стало известно о сразу нескольких случаях принудительной стерилизации в Уктусском пансионате для престарелых и инвалидов в Екатеринбурге. Одна из его постоялиц, Любовь Гусева, публично рассказала, как ее принуждали пройти операцию. При этом Гусева даже не была признана недееспособной: в пансионат она попала после детского дома, поскольку государство не предоставило ей жилье. Хотя у нее есть инвалидность, связанная с ментальным развитием, юридически она дееспособная гражданка. «Я начала расспрашивать, зачем мне операция, если ничего не болит. Она начала объяснять, что это такое, — рассказывала Гусева о своей беседе с главврачом больницы, куда ее направили на операцию. — На меня кричали: если не хочешь этого делать, то поедешь в другой пансионат — психоневрологический!» Если пансионат постоялец может покинуть, то из ПНИ выйти практически невозможно. После Гусевой о давлении рассказали еще несколько женщин, проживавших в Уктусском пансионате.
«Практика стерилизации недееспособных женщин распространена во многих интернатах, но далеко не все случаи предаются огласке», — отмечала Любовь Виноградова в интервью «Новым известиям». Многие попадают в ПНИ сразу после детского дома. «У них полностью отсутствует сексуальное образование, они не имеют никакого представления о репродуктивном здоровье, в том числе о контрацепции», — рассказывала координатор программ фонда «Безопасный дом» Вероника Антимоник изданию Coda.ru.
В настоящее время ООН рассматривает стерилизацию без свободного и осознанного согласия как пытку и жестокое, бесчеловечное обращение. Кроме того, насильственная стерилизация женщин считается формой дискриминации, а эксперты организации призывают правительства разных стран положить конец подобным практикам. Хотя в ряде стран (например, в Чехии, Германии, Швейцарии, Швеции, Канаде и других) пострадавшие могут рассчитывать на компенсации, женщинам, подвергшимся такому виду насилия, сложно об этом говорить. Особенно — в странах, где темы сексуального характера являются табуированными
Комментарии
Ах загнивающая заграница. Ах как там плохо. Ах давай напишем в стопятьсотый раз этому быдлу.
У нас то всё хорошо. У нас же девушек в интернатах ПНИ не стерилизуют.
И на аборты не посылают. Правда ведь? А ведь никому не интересно что делается в своей стране.
Это сложно, это горько, противно. Ничего нет. Вы всё врёти. Это всё западные наговоры.
https://lenta.ru/news/2019/10/04/fascism/
https://www.codastory.com/ru/forced-sterilization/
Это всё ЦИПСО!