Идиотизм по мотивам

На модерации Отложенный

   Всегда с большим интересом и удовольствием посещал спектакли самарского Театра Мастерская. Успел посмотреть большую часть репертуара и чаще всего уходил чрезвычайно удовлетворенным. Радовал энтузиазм, энергия и музыкальность молодого коллектива. Не хотелось бы огорчать талантливых ребят, стоящих еще в начале своего творческого пути, но за почти четыре часа чрезвычайно нудного и затянутого действа накипело. Не ушел раньше лишь из уважения к их прошлым заслугам и тем немногочисленным зрителям, которые досидели до финала. Видимо, это были самые преданные поклонники актеров - их друзья и родители. Поэтому постараюсь не злиться и не ругаться.

   Просидев первые два часа до антракта спектакля Идиот. Мотивы, я сам начал уже ощущать себя полным идиотом, совершенно не понимая сути, идеи и показанного сюжета. Я, конечно, прекрасно знал, что за произведение создал Достоевский, но не хочу сейчас сравнивать спектакль с книгой или предыдущими постановками. Впрочем, я и раньше догадывался, что уважаемый Федор Михайлович не для меня писал. Потому не стану выискивать отсебятину и придираться к упущенным моментам повествования. Я пытался ее смотреть глазами рядового неискушенного зрителя, тем более, что труппа позиционирует себя как театр для детей и молодежи. Хотя для совсем тупых поверх сцены светились как субтитры названия глав спектакля.

Совершенно необязательные для действия эпизоды сменялись бесконечными монологами с множеством слов, пафоса и слишком глубокого для меня смысла. Как пример могу упомянуть чрезвычайно затянутые сцены чаепития у генеральши, разборки с жуликами на даче и воспоминания о Мари. Стремление задействовать всю небольшую труппу, привело к множеству откровенно лишних людей на сцене, у некоторых было от силы одна-две реплики за все время. Это относится как к жуликам, так и двум сестрам. Возможно, от скуки старшая весь вечер курила на сцене, подавая плохой пример подрастающему поколению, и лишь иногда вскрикивала «Маман!», а средняя рисовала портреты, смеялась и хлопала в ладоши.

Стилистика действия от пантомимы в начале перешло унылому проговариванию текста, более присущее уж совсем Академическому Драматическому Театру. Далее начались песни и пляски, вроде цыганского мюзикла, которые вскоре перешли к неожиданно актуальному стенд-апу. Действие подменилось криками и истериками, прыжками и ужимками, заменившими тонкий психологизм и проникновение в философию нашего великого писателя. Молодость труппы сыграла злую шутку, не позволив заменить опыт и харизму мастеров лишь обаянием и новомодными аллюзиями. Угнетающе черное решение костюмов и декораций призвано было, видимо, разоблачить беспросветной людской дикости и разлагающей грязи нравов.

Натужно наблюдая за нервными метаниями между озабоченными ею мужиками изрядно потасканной фам фаталь и припадочными конвульсиями пустым мешком контуженного главного героя, ненавязчиво демонстрирующего всем свою доброту и простодушие, меня не покидало ощущение давно надоевшей и привычной окружающей нас ныне чернухи, столь знакомой по ТВ и кино, и желание перекурить во время рекламы. К моему глубокому удивлению, на исходе декларированных в анонсе трех часов действие оживилось за счет неожиданно возникшей из ниоткуда любовной линии ставшего вдруг богатым бедного князя и легкомысленной младшей сестры, впрочем, так же быстро исчерпавшей себя.

Далее я лишь надеждой поглядывал на часы, ожидая прекращения всего этого несуразного балагана с бесконечно уходящим и возвращающимся чахоточником, долго и мучительно пытающимся застрелиться, и боролся со сном во время самых драматичных, наверное, сцен трагической развязки. И был очень доволен, когда все наконец закончилось, а также финальной песней, показавшей насколько высок вокальный и мелодически потенциал молодого коллектива. Искренне надеюсь, что никто из труппы не простудился расхаживая все это время босиком по сцене, что должно было означать лишь режиссер знает что, а так же, что следующий спектакль, на который я обязательно пойду, окажется куда более удачным.