Названы условия начала Третьей мировой войны: указаны сроки окончания украинского конфликта

На модерации Отложенный

Приближается ли наша планета к Третьей мировой войне? Западные эксперты, рассуждая с собственной колокольни, оценили, какие события могут втянуть мир в апокалиптический конфликт

Британские аналитики: «Мы живем в предвоенное время»ФОТО: PIXABAY.COM

Британский министр обороны предупредил недавно, что Великобритания возвращается к "миру перед войной", высшее военное руководство говорит о призыве на военную службу, а напряженность на Ближнем Востоке не проявляет никаких признаков ослабления. Итак, находится ли мир на пороге новой мировой войны? Британский канал Sky News попросил экспертов взвесить ситуацию.

Угроза Третьей мировой войны все отчетливее вырисовывается в общественном сознании. На прошлой неделе министр обороны Великобритании Грант Шаппс предупредил, что мир может быть охвачен войнами с участием Китая, России, Северной Кореи и Ирана в ближайшие пять лет, и сказал, что мы переходим "от послевоенного мира к миру довоенному".

Глава британской армии заявил, что граждане Великобритании должны быть "обучены и экипированы" для участия в потенциальной войне с Россией, охарактеризовав тех, кто живет сегодня, как "предвоенное поколение".

Комментарии генерала сэра Патрика Сандерса вызвали беспокойство по поводу призыва британцев на военную службу - то, о чем, по словам бывшего верховного главнокомандующего НАТО в Великобритании генерала сэра Ричарда Шерриффа, пришло время подумать.

Сэр Патрик Сандерс добавил, что конфликт на Украине стал "точкой давления", и добавил, что "мы не можем позволить себе совершить ту же ошибку", что и наши предшественники.

Тем временем на Ближнем Востоке силы Великобритании и США нанесли авиаудары по Йемену в ответ на нападения поддерживаемых Ираном хуситов на коммерческие суда в Красном море. Удары были нанесены на 108-й день наступления Израиля на Газу после нападений ХАМАСА 7 октября.

Sky News поговорил с экспертами о том, возможна ли Третья мировая война и действительно ли мы живем в "предвоенном мире".

Доктор Дэвид Уиринг, преподаватель международных отношений в Университете Сассекса, утверждает: «В каком-то смысле ситуация сейчас гораздо более опасная, чем была в 1914 и 1939 годах, потому что все крупные державы обладают ядерным оружием. Опасность здесь заключается не в том, что одна сторона принимает заранее обдуманное решение спровоцировать апокалипсис, а скорее в том, что конфликт или зона напряженности обостряются до определенной точки, одна сторона делает шаг, который другая сторона неверно истолковывает, и затем начинается ядерный обмен, несмотря на тот факт, что никто этого не ожидал один”.

“Мы должны очень серьезно отнестись к этому риску, особенно в отношении Украины и Тайваня, – отмечает Дэвид Уиринг. – Региональная война на Ближнем Востоке с ее эпицентром в Газе вряд ли перерастет в мировую войну. В настоящее время это не очаг напряженности между крупнейшими мировыми державами. Но опасности достаточно реальны, как геноцида в Газе (чего сейчас опасается значительная часть экспертов), так и дальнейшей эскалации, которая втягивает Иран, вспыхивает в нефтяном сердце Персидского залива и сбивает мировую экономику со своей оси”.

США неоднократно предупреждали об эскалации конфликта на Ближнем Востоке, и все же неоднократно действовали таким образом, что теперь этот результат стал реальностью (во всем поддерживаемый Великобританией), констатирует Уиринг.

По словам эксперта, к настоящему времени широко распространено понимание того, что деэскалация требует, чтобы США прекратили нападение Израиля на Газу. Но «бесполезные и опасные” военные действия против хуситов являются отражением отказа Вашингтона принять эту реальность.

Другой эксперт, редактор Sky News по международным вопросам Доминик Вагхорн, также считает: «Возможно, мы ближе ко Второй мировой войне, чем когда-либо со времен окончания холодной войны, но не пугайтесь. Пока нет необходимости запасаться в подвале пулями и бобами”.

“Горячие точки стали более горячими, чем в течение длительного времени, линии разломов становятся все более напряженными, и война, похоже, разрастается, – поясняет Вагхорн. – Но тревога, поднятая генералами и шпионами, - это своего рода отвлекающий маневр, и, давайте посмотрим правде в глаза, они стремятся обосновать необходимость увеличения бюджетов и более значительных ролей”.

По его мысли, факт в том, что конфликта с Россией полностью можно избежать, если удастся убедить Путина в том, что нет смысла продолжать специальную военную операцию на Украине.

“К сожалению, в настоящее время это большее "если", чем должно быть”, – признает Доминик Вагхорн.

Украина, по его словам, находится в бедственном положении, а дальнейшая западная помощь задерживается как в Европе, так и в Америке.

“Что нужно Киеву, так это не гипотетические дебаты о призыве на военную службу, – уверяет Вагхорн. – Ему нужны снаряды, их гораздо больше, и более совершенное оружие - и пока Запад не в состоянии сделать шаг навстречу”.

Рассуждая в откровенно ястребином духе, эксперт на голубом глазу пугает свою аудиторию совершенно фантастическими сценариями: мол, если Путина не остановить на Украине, он почти наверняка попытает счастья против стран-членов НАТО в Прибалтике, потому что решит, что альянс слишком бесхребетен, чтобы остановить его.

“Вместо надуманных разговоров о гражданских армиях и национальной службе военные и политические лидеры Запада, возможно, захотят сосредоточиться на борьбе с этой угрозой лицом к лицу, подставив карандаш НАТО и убедив наших союзников сделать то же самое", – заключает Вагхорн.

“В каком-то смысле мы всегда находимся в "предвоенном" мире, поскольку войны могут начинаться из-за просчетов, высокомерия или недоразумений, а также преднамеренного замысла, – делится своими соображениями еще один опрошенный Sky News эксперт, военный аналитик Саймон Диггинс. – Однако в последние месяцы раздались громкие раскаты и возникло ощущение, что неизбежная напряженность в сложном мире может быть разрешена только войной”.

Обвинив Россию в том, что она рассматривает войну как инструмент политики, как инструмент изменения мирового порядка в свою пользу, Диггинс напомнил, что Китай также стремится к воссоединению с Тайванем, а Иран в своем регионе хочет занять свое "место под солнцем".

“Вкратце, это означает, что презумпция неприменения силы, которая была основой послевоенного миропорядка для чего-либо, кроме обороны, была утрачена, – констатирует аналитик. – Кто это начал, конечно, спорно. В то время как мы можем указывать пальцем на Россию как на дестабилизатор, русские указывают как на вторжение в Ирак в 2003 году - как на незаконное применение силы - так и на то, что они расценивают как "структурное насилие" в ходе расширения НАТО на восток к границам России. Запад рассматривает эту экспансию как естественный и разумный выбор отдельных наций. Русские, которые долгое время считали себя окруженным народом, считают, что им нужен оплот из дружественных или, по крайней мере, уступчивых стран, чтобы защитить "матушку Россию". Именно этот разрыв во взглядах на мир в сочетании с готовностью применить силу делает ситуацию в Восточной Европе такой опасной”.

“Последний элемент более актуален, – отмечает Диггинс. – За последний год Россия удвоила свои расходы на оборону: сейчас она тратит на вооруженные силы 6% своего ВВП, или треть всех государственных расходов. Для сравнения, мы тратим чуть более 2% ВВП, или около 4,5% государственных расходов”.

Многое из этого, подчеркивает британский эксперт, требуется для ведения вооруженных действий на Украине, но, признает Диггинс, “русские, всегда способные к адаптации”, используют нынешний кризис для реформирования, реструктуризации и перевооружения своих сил.

“На Украине наступит прекращение огня или какая-то непростая патовая ситуация - возможно, в этом году, почти наверняка к следующему году, – предрекает аналитик. – огда мы столкнемся с "Новой российской армией", которая будет использоваться там, где пожелает президент Путин - и у него есть длинный список "перестроек", чтобы исправить то, что он считает катастрофой распада Советского Союза. Мы, безусловно, находимся в предвоенной эпохе".

Автор: АНДРЕЙ ЯШЛАВСКИЙ