В Белоруссии новая военная доктрина: Лукашенко пришлось отказаться от нейтралитета

На модерации Отложенный

В наступившем году в Белоруссии произойдут революционные изменения по части безопасности страны. В силу вступает новое положение белорусской военной доктрины, согласно которому нападение на территорию союзников будет рассматриваться как нападение на свою территорию, об этом завили в Генштабе республики Беларусь.

После размещения в республике российского ядерного оружия – понятно, какой союзник имеется в виду, и это поистине революционный поворот в политическом осмыслении Лукашенко места Беларуси в условиях тектонических процессов глобальной трансформации.

Ведь ранее Минск старался проводить так называемую многовекторную политику и всячески подчеркивал свой нейтральный статус. Особенно это было характерно в период Минских договоренностей, которые должны были стать основой для мирного урегулирования. Тогда белорусский МИД даже называл страну «второй Швейцарией».

Однако угодить всем и усидеть на двух стульях не получилось. Такая картина мира рухнула летом 2020 года, когда белорусская оппозиция при поддержке Польши и США пыталась устроить в стране цветную революцию. Протесты против Лукашенко поддержала и Украина, в отношении которой белорусы все годы войны в Донбассе занимали позицию благожелательного нейтралитета.

Тогда режим Лукашенко выстоял во многом благодаря поддержки России, и он, наконец, понял, что необходимо определяться, не чьей он стороне, хотя для изменения основополагающих документов Минску и потребовалось два года. До 15 марта 2022 года в стране действовала прежняя редакция конституции, в которой декларировалось стремление к нейтралитету и исключалась сама идея участия вооруженных сил за пределами территории Белоруссии.

Перемены ускорила СВО, когда Белоруссия предоставила свою территорию для северной группировки российских войск. 15 марта 2022 года в силу вступила новая редакция конституции и учреждается новый орган власти – Всебелорусское народное собрание, которое наделяется исключительными полномочиями принимать решение о применении военной силы за пределами страны.

Тем не менее, очевидно, что пока СВО не считается официально войной, Минск рассчитывает сохранить статус-кво в отношениях с Украиной и Россией, до сих пор не признав статус Крыма, народных республик Донбасса и новых территорий в Новороссии. Не случайно новогоднее обращение Лукашенко было пронизано патетикой домашнего очага и мирной жизни.

Однако положение западного форпоста Союзного государства вынуждает Лукашенко делать упреждающие шаги и сигнализировать Западу о консолидации с Россией, от которой во многом зависит сегодня безопасность Белоруссии.