Изнанка иллюзорности
На модерации
Отложенный
Препопулярнейшая в наши дни тема иллюзорности мира нередко грязнет в иллюзорности самих воззрений на иллюзорность. Часто одними лишь рассуждениями об иллюзорности человек убеждает себя в том, что хотя бы частично снял с себя розовые очки, которые вскоре и вовсе окончательно падут под тяжестью регулярного произнесения мантры "Ах, как же иллюзорен этот мир". Собственно, это, во многом, и является источником популярности темы. Следствием чего и можно наблюдать пандемию стремления грозно кричать в ухо окружающему миру констатации его иллюзорности.
Часто проблема упирается в определение самих критериев иллюзорности. Стоит заметить, определение критериев - вообще основная проблема человечества. И не будем тешить себя иллюзиями на предмет её решаемости.
Человек иногда готов признать илюзорность своего мировосприятия не имея к тому решительно никаких осознанных оснований - принимая факт иллюзорности на веру, чем забивает последний гвоздь в гроб возможности осознания причинности искажений собственного понимания. А вслед за этим начинается циркуляция в пределах обозначенной выше мантры.
Между тем, иллюзорность имеет вполне объективные и доказуемые основания. И вот тут-то срабатывает универсальный парадокс понимания, который для этого случая выглядит так: чтобы осознать иллюзорность, следует выйти за её пределы - перестать иллюзорно воспринимать иллюзорность, однако чтобы выйти за её пределы, следует эти пределы обозначить, то есть, уже различать иллюзии и непосредственную реальность, никогда не видимую, но доступную для понимания. В конечном итоге всё просто: чтобы осознать, нужно осознавать. Выглядит слишком тавтологично для того, чтобы восприниматься как нечто достойное внимания. И в силу этого, попытки осознать причинность иллюзорности обычно вполне успешно заменяются рассуждениями о факте её наличия. Примерно как в тексте, который ты читаешь прямо сейчас.
В общем, да будь я хоть негром преклонных годов, иллюзорность воззрений вполне легко определяется простейшими логическими построениями, которые бывают кому-то недоступны лишь по недостатку критериев, на основе которых будет строиться поиск причинности.
Человек ищет в своём сознании иллюзорность, не имея ни малейшего понятия о том, как она выглядит. Или пытается, в противовес иллюзорности, наполнить себя объективностью, также не догадываясь о том, что она собою представляет. И то, и другое, по разным, сходящимся в одной точке причинам, напоминает попытки, как говорят мудрые люди, "впихнуть невпихуемое". И за этими усилиями в области художественного впиха теряется идея о том, что если хочешь понять явление, следует искать его причину.
И вот здесь уже можно сделать первый шаг. Становится вполне очевидным то, что было очевидным и ранее: причина иллюзорности кроется где-то в области психического.
Очевидность того, что мир воспринимается человеком через органы чувств, подтверждений не требует. Однако сам воспринимаемый мир - отнюдь не очевидность. Просто привычное принято считать реальностью. И именно привычность часто мешает осознать совершенно простые вещи.
Свет не является светлым. Всё, что можно видеть, является видимым лишь постольку, поскольку отражает от себя электромагнитные волны, не имеющие ни цвета, ни яркости. Можно было бы сказать, что мир абсолютно чёрный, но и "чёрный" - понятие из области психического. Мир является невидимым, и лишь порождаемые в сетчатке глаза химические процессы, подающие сигнал на зрительный анализатор, создают иллюзию чего-то яркого и цветного.
Вибрации взаимодействующих материальных объектов вызывают соударения молекул воздуха. И эти соударения распространяются в воздушной среде. Абсолютно беззвучно. И если эти колебания среды достигают барабанной перепонки уха, химия делает своё дело - слуховой анализатор создаёт иллюзию звука. В мире, в котором нет не только звуков, но даже тишины.
Та же химия заставляет воспринимать что-то как вкусное и не вкусное, в то время как это ни в коей мере не является свойствами того, что генератор иллюзий определяет в ту или иную категорию.
Запах, вызывающий мысль о том, что кто-то рядом повёл себя невоспитанно, - не запах, а фантазии обонятельного анализатора.
Мы живём в абсолютно тёмном, беззвучном, безвкусном, ничем не пахнущем мире, в котором, самом по себе, вообще не может существовать понятий запаха, вкуса, звука и света. Но даже такие представления иллюзорны, поскольку реальность - за пределами представлений.
И уже между привычными представлениями и представлениями, приближенными к реальности, и располагается континуум из того, что называется деньгами, модой, популярностью и многими другими интересными штуками, за которые носители иллюзорности иногда готовы отправить друг друга в небытие, пытаясь привести мир в соответствие иллюзорным представлениям о том, каким он должен быть.
Кстати, сейчас я захвачен иллюзиями о том, что кто-то дочитал этот текст до конца.
В изначальном варианте: Розовое очко иллюзорности было опубликовано в моём блоге exdividuum
Комментарии
"Не думай о секундах свысока, летят они как пули у виска . . ."
В принципе, вообще всё, конечно, иллюзия. Вопрос в том, до какой степени. Мне думается, что важно отличать иллюзии необходимые и неизбежные от иллюзий чистейшего вымысла. Это делает человека более свободным.
...- Милый Петр, - сказал барон, - вокруг нас бродит невероятное
количество невидимых слонов, поверьте мне на слово. Их в России больше,
чем ворон. Но сейчас я хотел бы переменить тему. Видите ли, вам уже пора
назад, так что позвольте сказать вам напоследок одну вещь. Может быть,
самую главную.
- Какую?
- Насчет того, куда попадает человек, которому удалось взойти на
трон, находящийся нигде. Мы называем это место "Внутренней Монголией"....(с) В.Пелевин
(источника под рукой не имею, по памяти воспроизведу)
- Василий Иванович, вот вы лошадь чистите, а где эта лошадь находится?
- Ты что, Петька, совсем охренел?
- Простите?
- Вот она!
процитирую еще один )))
- Эх, Петька, Петька, - сказал Чапаев, - знавал я одного китайского
коммуниста по имени Цзе Чжуан. Ему часто снился один сон - что он красная
бабочка, летающая среди травы. И когда он просыпался, он часто не мог
взять в толк, то ли это бабочке приснилось, что она занимается
революционной работой, то ли это подпольщик видел сон, в котором он порхал
среди цветов. Так вот, когда этого Цзе Чжуана арестовали в Монголии за
саботаж, он на допросе так и сказал, что он на самом деле бабочка, которой
все это снится. Поскольку допрашивал его сам барон Юнгерн, а он человек с
большим пониманием, следующий вопрос был о том, почему эта бабочка за
коммунистов. А он сказал, что она вовсе не за коммунистов. Тогда его
спросили, почему в таком случае бабочка занимается подрывной
деятельностью. А он ответил, что все, чем занимаются люди, настолько
безобразно, что нет никакой разницы, на чьей ты стороне.
- И что с ним случилось?
- Ничего. Поставили его к стенке и разбудили.
- А он?
Чапаев пожал плечами.
- Дальше полетел, надо полагать. (с) В.Пелевин