Невидимая угроза: что такое смертоносная «болезнь Х»
На модерации
Отложенный
Мировая бизнес-элита в Давосе обсудила загадочную «болезнь X». Так Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) называет некий гипотетический патоген, который способен вызвать эпидемию и убить в десятки раз больше людей, чем COVID-19. Такая инфекция может появиться в результате мутации, террористической атаки или утечки из лаборатории. Сам термин появился не сегодня и даже не вчера, ВОЗ пугает человечество неизвестным науке патогеном еще с 2018 года и очень напоминает того мальчика из басни, который без причины кричал «волк, волк» и которому никто не поверил, когда волк действительно появился.
Швейцарский Давос полвека собирает мировую элиту, которая посреди альпийских вершин решает, как достичь пика прибыли. Но в этом году главную сенсацию экономического форума принесли отнюдь не банкиры или политики, а директор Всемирной организации здравоохранения. Он заявил, что человечеству угрожает эпидемия «болезни X».
Тедрос Гебреисус, генеральный директор ВОЗ: «„Болезнь X“ — это неизвестный патоген, который вызовет пандемию. Мы не задаем вопрос „если она случится“, мы задаем вопрос „когда“».
Мировые СМИ тут же взорвались громкими заголовками: «Что такое „болезнь X“», о которой предупреждают ученые?, «Болезнь Х. Гипотетический вирус, которые может убить в 20 раз больше людей, чем COVID-19». Это официальный прогноз смертности.
Что известно о «болезни X»?
По описанию ученых, это вирус, бактерия или грибковая инфекция, которая быстро мутирует, заразна, как корь, и смертельна, как испанка. Но главное, что болезнь пока не существует. Так зачем ВОЗ пугает мир? Ответ на этот вопрос можно поискать в американском городе Дареме, где расположен Институт глобального здравоохранения. Именно его специалисты каждый год составляют для ВОЗ список самых опасных инфекций, которые могут распространиться по планете. О происхождении «болезни X» спросили директор института Криса Бейрера.
Крис Бейрер, профессор медицины, директор Института глобального здравоохранения Дьюка (США): «„Болезнь Х“ — это концепция, основанная на идее, что какой бы ни была следующая эпидемия, мы должны быть к ней готовы. То есть никакой „болезни Х“ не существует, это просто учения по глобальному реагированию на пандемию».
Крис Бейрер — известный эпидемиолог, он много лет работал в странах Африки и Азии, проводил исследования, лечил пациентов с ВИЧ, коронавирусом и тропическими лихорадками. По словам профессора, «болезнь X», вероятнее всего, будет родом из южной страны.
Крис Бейрер: «Почти все недавние инфекции, которые стали причиной эпидемий среди людей, представляют собой зоонозы, то есть вирусы или бактерии, присущие животным. В природе существуют очень много вариантов коронавирусов. У летучих мышей также есть вирус нипах, появившийся в Юго-Восточной Азии. Существует целый ряд геморрагических лихорадок, включая лихорадку Ласса, Марбург и, конечно, вирус Эбола».
Ученые определили 100 инфекций, которые вызывают вспышки в разных уголках планеты. Это только известные угрозы, но в мире полтора миллиона неизвестных науке вирусов, половина из них способна заражать человека. То есть самые авторитетные эпидемиологи не могут сейчас сказать, какой патоген вызовет «болезнь X», однако на борьбу с ней ВОЗ уже выделила полтора миллиарда долларов. Чтобы посмотреть, на что их потратят, нужно съездить в Великобританию.
Том Соломон, профессор неврологии, директор Института пандемии, (Великобритания): «Это лаборатория третьего уровня безопасности, на двери двойной замок, воздух поступает внутрь, обратно уходит через специальный обеззараживающий фильтр».
Директор Института пандемии в Ливерпуле проводит экскурсию в святая святых — в лабораторию, где проводят эксперименты с самыми заразными микробами.
Том Соломон: «Мы изучаем все циркулирующие вирусы, пытаемся выяснить, какие из них в будущем могут передаваться от животных к людям».
Другой научный центр, где ученые готовятся к «болезни X», на всю страну известен совсем по иной причине. Британское правительство открыло новый исследовательский центр по вакцинам, расположенный в Портон-Дауне, одном из самых секретных институтов. Ранее там разрабатывали биологическое и химическое оружие. В этой лаборатории недалеко от города Солсбери работают 200 ученых.
Дженни Харрис, профессор медицины, директор Агентства безопасности здравоохранения Великобритании: «У нас амбициозные цели — создавать вакцину уже через 100 дней после определения патогена. Обычно на разработку вакцин уходит от 5 до 10 лет».
Конечно, нет ничего плохого в том, что человечество решило заранее найти лекарство от эпидемии, но правозащитников настораживает тот факт, что все решения принимаются в Давосе под влиянием миллиардеров.
Билл Гейтс, миллиардер (США): «Предотвращение новой эпидемии требует больших инвестиций, но это лучшая страховка, которую мир может купить».
Издание The New Republic опубликовало расследование о том, как Билл Гейтс перекрыл доступ к вакцинам от COVID-19 для бедных стран. В самом начале пандемии, когда препараты только разрабатывали, ВОЗ предложила фармацевтическим гигантам отказаться от патента, чтобы вакцину свободно производили по всему миру.
Тедрос Адханом Гебрейесус: «Передача образца для производителей дженериков будет добровольной. Мы признает важную роль, которую играют патенты в развитии инноваций, но сегодня настало время выбрать другие приоритеты».
Чтобы «биг фарма» сама отказалась от гигантских прибылей? Казалось бы, идея утопическая, но компании разрабатывали вакцину на гранты из бюджетов стран-доноров, то есть на налоги простых людей, поэтому сделать ее достоянием человечества было логично.
Эллен Хоэн, специалист по законодательству и политике в области лекарственных средств (Нидерланды): «Страны выделили огромные суммы государственного финансирования на разработку вакцин. Раз вакцина разрабатывается на общественные деньги, она не может принадлежать какой-то компании, они должны были делиться патентом, но этого не произошло».
Не произошло, потому что случился форум в Давосе, когда идея бесплатных патентов стала набирать популярность. Два благотворительных фонда, финансируемые Биллом Гейтсом, заключили соглашение о программе COVAX, которая предполагала, что богатые страны будут закупать вакцину для бедных, а распределяться она будет справедливо по всему миру.
Том Николас, доктор наук в Университете Эксетера (Великобритания): «В отличие от предложения ВОЗ открыто делиться патентами на вакцину, инициатива COVAX стала спасением для фармкомпаний. Это позволило создавать впечатление, что они работают над вакцинацией всего мира, но продолжать при этом получать огромные прибыли. Зачем предлагать доступные вакцины бедным странам, если можно заставить богатые страны заплатить полную стоимость, а затем пожертвовать их».
По факту богатые страны скупили почти всю вакцину для себя, бедные не могли производить ее сами. Это продлило пандемию на год, миллионы погибли. Владельцы патентов, которых и защищал Билл Гейтс, заработали миллиарды.
Евросоюз уничтожил 215 миллионов доз вакцины от коронавируса на сумму в 4 миллиарда евро. Препарат пылился на складе, пока не вышел срок годности. Потрачены деньги налогоплательщиков, в плюсе только фармкомпания.
Уже сейчас нетрудно предположить, что дискуссия о загадочной «болезни X» на форуме в Давосе закончится примерно так же. Разжигая пожар истерии вокруг гипотетической эпидемии, воротилы бизнеса и чиновники ВОЗ сожгут в нем миллиарды. Впрочем, пока в Давосе подсчитывают будущие прибыли, в Китае, возможно, уже обнаружили X. Вирусологи в Пекине заразили мышей новым мутантным штаммом COVID-19. Вирус поразил не только легкие, но даже глаза и мозг животных. Все они умерли. Кто знает, может быть загадочный X в уравнении ВОЗ — это не сам вирус, а лаборатория, которая случайно выпустит болезнь на волю?
Комментарии
операция с дебиловирусом по разводу лохов, прошла вполне успешно. продолжение следует.
альфацентрист, Если играться с опасными патогенами, скрещивать вирусы между собой, производить целенаправленные мутации, то рано или поздно, такой вирус вырвется на свободу. Специально это будет сделано или случайно, как с Ковидом в Китае, это уже будет неважно. Разработки биологического оружия ведутся во многих странах и никакие защитные меры не дадут 100% гарантии. Достаточно одному сотруднику такой лаборатории впасть в депрессию, захотеть покончит жизнь самоубийством и всё. А если он ещё будет обижен на окружающих и захочет всем отомстить?