Крупнейшая киностудия России и Европы отмечает столетие

На модерации Отложенный

Крупнейшей в Европе киностудии "Мосфильм" - сто лет. Ее днем рождения принято считать день выхода на экраны тиражом 20 копий первой "игровой фильмы" "На крыльях ввысь". Она была снята еще в бывшем ателье Ханжонкова на Житной, переименованном в 1-ю фабрику Госкино. Режиссером выступил директор ателье Борис Михин, и это был рассказ об инженере Глаголеве, который с сыном Борисом сконструировал новейший самолет, и Борис на нем успешно бил беляков.

Такой ракурс сразу определил репутацию студии как советской "фабрики грез" - фильм опережал события: первые самолеты отечественного производства взлетели только на киноэкранах, а в реальности это случилось через год. Так был заложен главный принцип социалистического реализма - смотреть в будущее и готовить к нему сознание масс.

Знаменитая марка "Мосфильма" - разворачивающиеся к зрителю "Рабочий и колхозница" скульптора В.И. Мухиной. Фото: РГАКФД

Значение "Мосфильма" исчерпывающе определил классик студии Александр Митта: есть "Мосфильм" - а потом уже все остальное наше кино.

Конечно, невозможно умалить роль "Ленфильма" как зачинателя всей нашей киноиндустрии, но и по числу фильмов, и по устойчивости к общественным катаклизмам лидер - несомненно, "гигант на Потылихе", как именовали "Мосфильм". Одно только перечисление великих мастеров, снимавших и снимавшихся в его павильонах, заняло бы газетную полосу.

Здесь фактически рождалось кино как искусство: его основы закладывали Сергей Эйзенштейн и Лев Кулешов, создавая теорию кино и успешно опробуя ее на практике. Здесь зарождались целые художественные направления от революционной романтики и экранизаций русской классики до взрывных "производственных драм" и первых наших мюзиклов; здесь были сосредоточены поиски в области самого трудного из жанров - комедии (от Григория Александрова и Ивана Пырьева до Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Леонида Гайдая и Владимира Меньшова). Здесь начался мировой социальный шторм, поднятый планетарным рейсом "Броненосца "Потемкин", а трагедия "Ивана Грозного" обернулась трагедией для самого создателя великой эпопеи.