Приведут ли удары США и Великобритании по Йемену к новой войне на Ближнем Востоке
На модерации
Отложенный
В ночь на 12 января совместная американо-британская коалиция нанесла массированные удары по объектам действующего в Йемене движения «Ансар Аллах» («Помощники бога»), более известного как хуситы. Акция стала ответом на непрекращающиеся атаки хуситов на гражданские суда в Красном море. Однако, по мнению востоковеда Руслана Сулейманова, уже очевидно, что удары приведут лишь к временному эффекту и о полном восстановлении порядка в регионе можно будет говорить только после завершения войны в секторе Газа
Движение «Ансар Аллах», зародившееся в начале 1990-х годов, представляло собой небольшое религиозное объединение на севере Йемена, придерживающееся зейдизма, который нельзя отнести ни к одному из традиционных течений в исламе. История зейдитов в Йемене охватывает более 1100 лет, включая существование зейдитского имамата с 897 по 1962 год.
Во второй половине XX века зейдиты стали подвергаться давлению со стороны властей Северного Йемена, а также Саудовской Аравии, стремившихся утвердить в регионе свою, суннитскую версию ислама. Поэтому зейдитов иногда относят к шиитам, хотя между ними существует немало противоречий. Так, например, зейдиты не признают постулат о непогрешимости имама, а также не верят в пришествие шиитского мессии — Махди.
От религии к войне
Однако примерно с начала 2000-х годов происходит постепенная политизация движения, которое начинает критиковать власти Йемена за их тесные связи с Соединенными Штатами, в том числе за поддержку Вашингтона во время его вторжения в Ирак в 2003 году. Тогда же появляется их ключевой лозунг, используемый и по сей день: «Аллах велик! Смерть Америке! Смерть Израилю! Проклятие евреям! Победа ислама!»
В 2004 году руководство Йемена попыталось уничтожить «Ансар Аллах», ликвидировав, в частности, лидера движения Хусейн аль-Хуси. Однако это лишь привлекло на сторону хуситов новых сторонников, в том числе и за пределами страны. Впоследствии руководство Йемена даже извинялось перед «Ансар Аллах» за ту войну, растянувшуюся более чем на шесть лет.
Новый этап в истории хуситов начался в 2011 году, когда масштабные волнения «арабской весны» докатились и до Йемена, погрузившегося в итоге в кровопролитную гражданскую войну.
Воспользовавшись вакуумом власти, представители «Ансар Аллах» сначала захватили родную провинцию Саада на севере страны, а затем стали постепенно продвигаться на юг и в 2014 году взяли под контроль столицу Йемена — Сану.
Успехи хуситов стали беспокоить соседние страны, в первую очередь Саудовскую Аравию, которая в марте 2015 года начала вместе с союзниками военную операцию на территории Йемена под названием «Буря решимости». Саудовские генералы изначально рассчитывали, что эта операция продлится не более шести недель, но она формально не закончилась до сих пор. Помимо упорства хуситов, сыграла свою роль и поддержка движения со стороны Ирана. Основным результатом «Бури» стало усугубление гуманитарного кризиса в Йемене, который ООН называет самым масштабным во всем мире: порядка 4,5 млн йеменцев стали вынужденными переселенцами, а более 21 млн нуждаются в гуманитарной помощи и защите.
Подсчитав миллиардные растраты и осознав бесперспективность войны с хуситами, Эр-Рияд и его союзники стали постепенно снижать активность в Йемене. В апреле 2022 года саудовцы даже заключили с движением перемирие, которое продлевалось до октября 2023-го, а фактически действует до сих пор.
Кроме того, в начале 2022 года Саудовская Аравия пошла и на примирение с Ираном, тем самым признав фактическую победу Исламской республики на йеменском фронте.
Хуситы против Израиля
Процесс нормализации отношений между хуситами и Саудовской Аравией был поставлен на паузу после нападения боевиков движения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года. Активная поддержка палестинцев на фоне войны в секторе Газа стала для «Ансар Аллах» дополнительным источником легитимности в Йемене и за его пределами.
Начав с запуска в сторону Израиля ракет и беспилотников — как правило, успешно сбивавшихся, в середине ноября хуситы перешли к нападениям на торговые суда в Красном море, через которое проходит до 15% мировой торговли.
Возможно, за счет таких эффектных акций хуситы стараются утвердиться в качестве выразителей интересов всего Йемена, в котором они контролируют только треть территории, хотя и порядка 80% населения. Кроме того, в мусульманском мире, где резко возросли антизападные настроения и уровень поддержки палестинцев, многие называют хуситов чуть ли не единственными из всех, кто поддерживает население сектора Газа не только на словах, но и на деле.
Опрос Палестинского центра политических исследований, проведенный в ноябре — декабре 2023 года, показал, что жители Газы и Западного берега реки Иордан оценивают реакцию Йемена на войну между Израилем и ХАМАС выше, чем действия других стран региона.
С середины ноября хуситы совершили в Красном море более 20 нападений на торговые суда, которые, по их мнению, имели какое-то отношение к Израилю. На практике же атаки носили случайный характер и были нацелены на любое судно, которое находилось в пределах досягаемости хуситских отрядов.
«Море крови»
В середине декабря Соединенные Штаты, по сути, выступили в роли международного жандарма и создали коалицию по защите коммерческого судоходства в Красном море. 3 января американцы и их партнеры выступили с «последним предупреждением» хуситам, пообещав им, что они «будут нести ответственность за последствия, если продолжат угрожать жизням, мировой экономике и свободному движению торговли». Через несколько часов представители «Ансар Аллах» ответили тем, что взорвали военно-морской беспилотник в нескольких милях от коммерческих судов и американских военных кораблей, а неделю спустя нанесли удар по американской авианосной группе и британскому эсминцу.
В результате в ночь на 12 января Вашингтон перешел от слов к делу, продолжая подчеркивать, что не ставит перед собой целью уничтожение хуситов. Цель американцев, как, в частности, заявлял координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби, заключается лишь в том, чтобы прекратить диверсии в Красном море.
Примечательно, что не все союзники США и Великобритании по НАТО согласны с проведением такой операции. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал удары по территории Йемена непропорциональным применением силы, обвинив Вашингтон и Лондон в стремлении «превратить Красное море в море крови».
Тем не менее, по сообщениям американцев, им удалось поразить более 60 целей на 16 объектах, склады боеприпасов, пусковые системы, производственные объекты и радары ПВО, применив при этом более 100 высокоточных бомб. В ходе атаки были задействованы самолеты, корабли и подводные лодки. По оценке бригадного генерала Ваддаха ад-Дубайша, из Объединенных йеменских сил, противостоящих хуситам, Вашингтону и Лондону удалось парализовать до 60% военных мощностей «Ансар Аллах», используемых для нанесения ударов по кораблям в Красном море.
Однако хуситы накопили многолетний опыт сопротивления и даже такими массированными ударами их едва ли можно остановить. При этом в случае перехода конфликта в стадию полномасштабной военной операции хуситы знают, как растянуть войну на долгое время и измотать противника.
В первые дни после атак западной коалиции активность хуситов в Красном море существенно снизилась. Но, скорее всего, они продолжат портить нервы своим врагам. Среди возможных ответных мер, помимо новых ударов по морским путям, могут быть и запуски ракет или беспилотников на территорию Саудовской Аравии. В 2019 году в результате массированной атаки дронов хуситы на несколько часов парализовали нефтяную промышленность королевства.
Так что спокойствие в Красном море проще обеспечить не новыми авиаударами по позициям хуситов, а заключением хотя бы временного перемирия в секторе Газа, но пока все попытки добиться такой паузы — в том числе и с участием Вашингтона — остаются безрезультатными.
Комментарии
Превентивные удары по агрессору только предотвращают войну. факт.
Практически все конфликты, которые мы сейчас наблюдаем: и противостояние Израиля с арабскими соседями вроде Сирии или ливанской "Хезболлы", и иранские агрессивные действия вкупе с попытками взорвать Ближний Восток, и северокорейские приграничные обстрелы, и китайская игра мускулами против Тайваня — все это признак того, что агрессоры утратили возможность победить в мирном, спокойном, конвенциональном соревновании экономик, идеологий и культур. И у них остается только один, последний вариант — сила.
Даниил Мастеров,
Вариант крайне рискованный, но альтернативой будет все более очевидный с каждым следующим годом разрыв с соседями в качестве жизни, в эффективности экономики, в научной и культурной мощи. И постепенное осознание населением неэффективности, слабости, краха собственной системы.
А вожди это уже поняли, потому и прибегают к силе. Как к последнему шансу для проигрывающих, перевернув стол, попытаться отыграться и компенсировать отставание — мол, мы разрушим весь тот прекрасный, чудный мир, который вы пытаетесь строить, и опять окажемся на одном уровне, на равных. Впрочем, уже одно это и означает признание поражения.
Даниил Мастеров,
Специально не упоминаю здесь еще один пример, куда более близкий к читателям. Очевидность аллюзий даст одним все необходимое, чтобы домыслить, а других все равно не проймешь ничем.
Если бы у США был настоящий президент, он уже давно прикончил бы хуситов, а дементный Джо ни на что реальное не способен.