Культурная неделя: лабиринт античных мифов, пятницы в Пушкинском и «Сорокин трип» Сапрыкина

На модерации Отложенный Фото: архивы пресс-служб Мария Поворова

Самые яркие, знаковые и неожиданные события в культурном ландшафте столицы.

Выставка «Следы в лабиринте. Образы античности в современном российском искусстве»

Когда: до 10 марта

Где: Московский музей современного искусства, пер. Ермолаевский, 17

Подробнее С мифами и легендами Древней Греции многие знакомы еще со школы, а некоторые персонажи еще и поселились в нашем повседневном языке: мы сталкиваемся с ними каждый день, используя, например, выражения «‎ящик Пандоры» или «‎нить Ариадны». А для некоторых отечественных художников греческие образы стали героями работ — кураторы ММОМА выбрали из обширной музейной коллекции именно таких.

Где-то связь современных произведений искусства с античными темами и сюжетами читается явно, а где-то видится метафорой, отзвуком, резонансом. Выставка разделена по ключевым мифологическим архетипам, а не по персонажам или историям. В одной части собраны носители власти земной и небесной — цари и боги, в другой — женские персонажи, в третьей — вечно борющиеся друг с другом герои и чудовища — образы добра и зла.

Выставка «Фолловеры и хейтеры В. В. Маяковского: как любили и ненавидели поэта в первой половине ХХ века»

Когда: до 18 февраля

Где: Галерея на Елоховском, Елоховский пр-д, 1, стр. 2

Подробнее Подарок для всех поклонников Маяковского. Проект рассказывает об отношении общества и и критиков к творчеству и личности поэта в разные периоды его пути. В экспозицию вошли прижизненные издания и автографы Маяковского, книги из его домашней библиотеки и письма читателей. Через QR-коды рядом с выставочными предметами можно детально изучить экспонаты.

Архивный материал и сопроводительный текст — специфический контент, показывать его увлекательно и живо достаточно сложно. Но в Галерее на Елоховском справились с этим вызовом: объекты экспонируются благодаря разным интерактивным элементам. А еще посетителям предлагают прямо из галереи отправить тематическую открытку и послушать стихотворения Маяковского в исполнении Игоря Коняхина — артиста «Ленкома», играющего роль поэта в драме «Маяковский». Эпилогом, связывающим эпоху певца Революции с современностью, служат работы художницы Аси Багаевой, продолжающей традиции русского авангарда и конструктивизма.

Выставка «Сергей Рахманинов: “Я — русский композитор”»

Когда: до 28 января

Где: Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10

Подробнее Последние недели в Третьяковке идет камерная, но богатая материалом выставка о Сергее Рахманинове — композиторе, дирижере и пианисте. Фигура Рахманинова — одна из самых значимых в отечественной и мировой музыке. В пространстве звучат его сочинения, на стендах представлены архивные предметы и документы, среди которых особое место занимают рукописи знаменитого Второго фортепианного концерта и Вокализа.

Экспозиция помогает составить представление об основных вехах творческого пути маэстро и приблизиться к пониманию его внутреннего мира. Этому способствует и визуальный ряд, формирующий широкое поле ассоциаций: от древних новгородских фресок до авангардных полотен Лентулова и Кандинского. Также на выставке показаны произведения Репина, Васнецова, Коровина, Беклина, Саврасова и Куинджи.

Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России — поставщиков Высочайшего двора»

Когда: до 9 июня

Где: ВДНХ, павильон № 53–54, Музей Гаража особого назначения ФСО России

Подробнее Парфюмерия как высокое искусство достигла в России расцвета на рубеже XIX–XX веков. Самые выдающиеся мастера получали звание Поставщиков Двора Его Императорского Величества — это был знак высочайшего признания. Действительно, царские парфюмеры конкурировали на равных с ведущими мастерами Франции — страны, считавшейся законодательницей мод в том числе и ароматов.

Выставка рассказывает о главных парфюмерных домах дореволюционной России и дает широкое представление о сфере красоты и косметики эпохи рубежа веков.

В витринах, помимо изысканных парфюмерных наборов и драгоценных флаконов, есть помады, пудры и мыла того периода. А для более точного воссоздания духа времени кураторы поместили в пространство разнообразные антикварные предметы — от элементов дамского будуара до раритетных моделей автомобилей, некоторыми из которых пользовались представители императорской фамилии.

Кинопоказ «Василий Суриков»

Когда: 17 января в 19:30

Где: Музей AZ, ул. 2-я Тверская-Ямская, 20–22, стр. 2

Подробнее Музей AZ начинает цикл показов советских фильмов, посвященных художникам. Зрители увидят как культовые картины, например, «Андрея Рублева» Тарковского, так и редкие ленты, известные практически только синемафилам. Проект приурочен к выставке «Зверев/Михнов-Войтенко. Секунда, умноженная на вечность»: время съемки фильмов совпадает с годами зрелости ее главных героев.

Программу открывает картина «Василий Суриков» 1959 года, посвященная жизненному и творческому пути создателя таких хрестоматийных полотен, как «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» и «Меншиков в Березове». Режиссер фильма — Анатолий Рыбаков, ученик Эйзенштейна, а сценарист — Эмиль Брагинский, который позже начал сотрудничать с Эльдаром Рязановым. Вместе они напишут сценарии легендарных лент советского кинематографа: «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы», «Служебный роман».

Фестиваль «Неопознанное движение»

Когда: 18 января в 19:00

Где: ГРАУНД Солянка, ул. Солянка, ½, стр. 2, вход с ул. Забелина

Подробнее Фестиваль, посвященный андеграундной культуре, будет состоять из двух отделений. В перформативно-лекционной части основатель Сергей Карсаев расскажет об истории «Неопознанного движения». Это был первый в отечественном контексте фестиваль неофициального искусства, который проходил в Волгограде с 1987-го по 1991-й.

Беспрецедентный для советской эпохи формат объединил экспериментальных деятелей разных сфер искусства: театра, литературы, музыки, художественных практик. Среди самых известных его участников оказались Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, группы «Среднерусская возвышенность» и «Звуки Му» с Петром Мамоновым. «Неопознанное движение» унаследовало дух своего легендарного предтечи. Поэтому концерт во второй части вечера подразумевает как подготовленную программу, так и импровизацию, сочетание академической и экспериментальной музыки, поэзии и перформанса.

Фестиваль «Пятницы в Пушкинском»

Когда: 19 января в 17:45

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Подробнее Где отметить конец рабочей недели? Вариантов много: от бара до театра. А теперь весь вечер целиком можно провести в музее: ГМИИ начинает новый сезон «Пятниц в Пушкинском» — посетителей ждет насыщенная образовательная программа. Например, в ближайшую пятницу гости могут присоединиться к турам по временным выставкам — «Испанская коллекция», «Царство Урарту» — и стать участниками тематических экскурсий — «Античные авторы об античности» и «Григорий Палама».

Помимо этого, в программе заявлена беседа с куратором проекта «Кабинет редкостей. Мастерская Дмитрия Краснопевцева» и концерт «Испанское каприччио» в Итальянском дворике. Лауреаты международных конкурсов, пианисты Елизавета Блохина и Даниил Башкин, исполнят композиции Энрике Гранадоса и Мануэля де Фальи. Требуется входной билет и предварительная регистрация.

Показ фильма «Сорокин трип» и обсуждение с режиссером

Когда: 21 января в 17:00

Где: Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1А

Подробнее В Еврейском музее покажут документальный фильм об одном из ключевых отечественных писателей современности, автора легендарных романов «Норма», «Голубое сало», «День опричника» и «Теллурия». Владимир Сорокин в своих концептуальных произведениях искусно препарирует прошлое и во многом предсказывает будущее. Сорокин участвовал в съемках, поэтому о его становлении и событиях, повлиявших на это, можно будет узнать из первых уст.

В фильме также присутствуют историческая хроника, интервью с экспертами, участниками событий и близкими людьми писателя. Обсудить фильм после показа можно будет с режиссером картины Юрием Сапрыкиным, знаменитым журналистом, руководителем литературно-образовательного проекта «Полка» (2018–2021), экс-редактором журнала «Афиша».