«Гроб на санках через Дон катаем»

На модерации Отложенный

 Замерзающий Дон изолировал от внешнего мира тысячи людей из сёл и станиц Иловлинского района

 

Последняя надежда сельчан — это мост, но его никто им даже не обещает

Тысячи жителей сёл, хуторов и станиц Иловлинского района Волгоградской области оказались отрезаны замерзающим Доном от внешнего мира, медицинской помощи и поставок продовольствия. Идущий по реке лед на долгие недели лишает людей связи не только с развитой цивилизацией, но даже с ближайшим райцентром. Отчаявшись дождаться внимания от местных и региональных властей, жители Трёхостровской, Новогригорьевской и других населенных пунктов Задонья обратились за помощью к президенту России Владимиру Путину.

Еще с послевоенных времен и по сей день сёла, станицы и хутора Задонья связаны с внешним миром лишь паромными переправами через Дон. Ледоход же сразу ставит крест на транспортном сообщении через реку.

— Уважаемый Владимир Владимирович. Мы, жители Новогригорьевского и Сиротинских сельских поселений Иловлинского района Волгоградской области, обращаемся к вам с просьбой решения проблемы с паромной переправой, — заявляют люди в своем видеообращении к Путину. — Из года в год во время ледохода и весеннего паводка мы отрезаны от мира. Паромная переправа не работает по две недели. Это происходит по четыре раз за сезон. Население состоит в основном из пенсионеров. Мы не можем обратиться за медицинской помощью, у нас нет даже аптеки. Продукты привозить далеко. На два поселения одна пекарня, и покупать хлеб приходится по записи. В хорошую погоду переправа работает всего лишь с семи утра до семи вечера. Порой дела в области не успеваешь сделать и приходится ночевать у парома. Наши районы, Клетский и Иловлинский, отрезаны от областного и районного центра. При этом еще есть транзитный транспорт. Когда паром работает, то в праздничные и выходные дни приходится ждать переправу в очереди по два-три часа. 21-й век, а цивилизация до нас никак не дойдет.

По словам местных жителей, в этом году они в очередной раз оказались словно взяты в заложники в своих населенных пунктах.

— Осенью, зимой и весной мы, жители, вот уже на протяжении нескольких десятков лет на продолжительное время остаемся без переправы, практически отрезаны от мира, — пишут они в обращении. — Мы практически остаемся без подвоза продуктов, медикаментов, без обслуживания скорой помощи и так далее в связи с ледоходом по реке Дон. И если весной это длится до пяти дней, то осенью и зимой может продолжаться неделями.

Ледоход на Дону сразу лишает жителей станиц всех благ цивилизации

Ледоход на Дону сразу лишает жителей станиц всех благ цивилизации

 

 

По словам местных жителей, при неработающих переправах они могут связаться с Волгоградом или райцентрами, только проезжая сотни километров в объезд по степи. Какой в этом случае становится доступность медицинской помощи — лучше даже не представлять.

— Есть объездная дорога, но по ней до Волгограда 250–300 километров, а до нашего районного центра Иловля 350–450 километров, вместо 120 и 60 километров при работающем пароме, — объясняют жители Новогригорьевской и Трёхостровской. — Так, в декабре ребенка из станицы Новогригорьевской, отец которого находится на СВО, матери пришлось за огромную сумму везти на такси в областной центр. Ребенка-инвалида, проживающего в хуторе Яблонский, с приступом в областной центр также в объезд доставляли родственники. У нас тут всего два фельдшера: один в Новой Григорьевке, другой в станице Сиротинской. И не всегда он окажет первую помощь. Ночью так вообще не принимает, говорит скорую вызывать. Но как она приедет? Технические службы тоже находятся на левом берегу и с трудом могут к нам попасть, устраняя поломки.

Ледоход отрезает людей от райцентра и Волгограда порой сразу на несколько недель

Ледоход отрезает людей от райцентра и Волгограда порой сразу на несколько недель

Фото: Константин Завриков

ПОДЕЛИТЬСЯ

Невероятные проблемы возникают и при похоронах.

— Когда у кого-то похороны, паромщикам на катерах гробы приходится тянуть. Им самим страшно, что оступятся и покойник поплывет по Дону, — говорят жители. — Были случаи, когда человека уже из морга вывезли, но из-за парома приходилось на той стороне Дона хоронить. Есть еще частный паром, но он когда хочет — возит, когда не хочет — не возит, толку нет.

«Мост или ничего. Но ничего у нас уже есть»

Пока задонские станицы связывает с райцентром лишь катер и паром

Пока задонские станицы связывает с райцентром лишь катер и паром

По словам жителей отрезанных от внешнего мира населенных пунктов, решить многолетнюю проблему можно только одним способом — строительством мостов через Дон. Тем более что, по словам людей, с каждым годом проблема только ухудшается.

— Последние 30 лет зимы стали европейские, — рассказывает одна из жительниц Новогригорьевской Татьяна. — Дон может замерзать по четыре раза за зиму, что вызывает ледокол. С середины декабря и почти по сей день мы были вновь отрезаны от мира. Раньше в такой период хоть катером переправляли. А в этом году запретили, так как он не оборудован для прохода через лед. Сейчас лед встал, наконец, и паром пошел. Но впереди опять плюсовые температуры, а значит лед тронется и мы вновь будем отрезаны от мира.

Даже в летнее время паром — не самый комфортный и удобный вид связи через реку

Даже в летнее время паром — не самый комфортный и удобный вид связи через реку

По словам жителей, особой радости паром не приносит им даже в хорошую погоду.

— Работает переправа с семи утра до семи вечера. Маршрутка в Иловлю к 10 утра приходит, а в полтретьего обратно. Что нам там успеть до полтретьего? Даже к врачу толком не записаться, — сетуют жители.

Глава станицы Новогригорьевской Иван Раскопов наличие проблемы признает, однако в ее решение он практически не верит.

— Это ежегодное явление, паром на данный момент заработал, — говорит Иван Раскопов. — Я не против строительства моста, но в нынешней ситуации это маловероятно, что случится ближайшее время.

«Гроб везем на санках по льду»

Жителям приходится пытаться успеть сделать все дела за считаные часы, чтобы не остаться ночевать на берегу

Жителям приходится пытаться успеть сделать все дела за считаные часы, чтобы не остаться ночевать на берегу

Точно такие же проблемы с Доном и у жителей Трёхостровской.

— Только сейчас у нас опять начинает ходить переправа, — рассказывает глава Трёхостровской Светлана Суркова. — И эти проблемы у нас постоянные и посезонные. В том году вообще у нас тут был форс-мажор. Скинули воду, от чего сильно Дон поднялся. Задавило катер. В результате всю зиму были изолированы. Наливали на лед воды и ездили на легком транспорте по нему. Иного пути нет.

По словам Светланы Сурковой, так называемая европейская зима регулярно изолирует станицу и ближайшие поселения от остального мира.

— А 4 января у нас тут и МЧС, и полиция была. Хотели снизу лед взорвать, чтобы ушел. Но в итоге лед сам прорвался, и пошло такое затопление, что деревья как удочки качались. К счастью, сами поселения не подтопило, — признает глава поселения. — Если у Сиротино и Новой Григорьевки еще есть дорога на Клетскую и на ростовскую трассу, то у нас нет даже этого, — признает глава поселения. — Дорог на Калач нормальных нет. В том году покойника на санках вообще везли. У Новой Григорьевки хоть проездной паром, это большой плюс. Там у них на Клетскую идет поток людей и транспорта. Нам же на тысячу человек никто ничего делать не будет. А понтонный мост из-за наших регулярных разливов ничего не даст. У меня у самой, например, две машины. Моя и рабочая. До Дона доезжаю на своей, а в поселении пересаживаюсь на рабочую. И все так делаем. Если кому-то в больницу надо — пересаживаемся.