Замерзаем в «штатном режиме»

На модерации Отложенный

В четверг, 5 января, в доме, где я живу в районе Отрадное, ровно в 6 часов утра вырубилось электричество. Посмотрел в окна: без света оказался весь квартал. По квартире пришлось передвигаться с фонариком. Умыться теплой водой не получилось, из горячего крана лилась исключительно холодная. Через час, случайно дотронувшись до батареи, стало понятно, что остывает и она. Итог утра: нет света, нет отопления, нет горячей воды, исчез и интернет. Где-то только через час по социальным сетям в мобильном интернете поползла угрожающая информация: «В Москве загорелась подстанция на Высоковольтном проезде. В результате пожара более 20 многоэтажных домов в Отрадном, Бибирево и Медведково временно остались без света и отопления. На месте работает несколько экипажей пожарных. Что стало причиной пожара, пока неизвестно, уточняет Baza. При этом температура воздуха в Москве – 27 градусов мороза». Где-то в полдень «вернулось» электричество, батареи начали теплеть, заработал роутер…

Новостные ленты к полудню напоминали скорее сводки с коммунального фронта. «…трубу прорвало в театре на Малой Ордынке в Москве. Прямо во время спектакля», «Без отопления уже порядка шести часов остаются как минимум восемь многоэтажек в районе Лефортово. Речь идет о домах, расположенных на улицах Самокатная и Волочаевская, – сообщает Telegram-канал «Осторожно, Москва». – Прорыв трубы произошел рано утром по адресу Волочаевская, 14. Весь двор и дорогу залило кипятком. Уже в 9 утра батареи в домах полностью остыли. Жильцы начали звонить в управу района, однако там им отвечают, что обработка обращений занимает в среднем 16 часов, и просят подождать. При этом покидать свои дома жильцы не решаются, так как опасаются, что их квартиры затопит из-за прорыва труб».

Сообщения о коммунальных авариях просто сыплются как из мешка Деда Мороза. Любопытно, что в основном это Москва и Подмосковье. Либо в регионах ситуация получше, либо она настолько хронически плохая, что хуже сделать ее крайне непросто. «В Лосино-Петровском городском округе уже четыре дня нет отопления, заявки в «Жилищник» регистрируются, но никто по ним не приходит», – сообщает сайт «Новости Москвы». «Целый микрорайон Подольска остался без тепла из-за частной компании – патронного завода. Именно это предприятие отвечает за котельную. Владельцы завода покинули страну, сейчас они в розыске, – пишет Бриф, – Власти Подмосковья узнали о случившемся из комментариев в социальных сетях, так как завод скрыл аварии на своей котельной. Следственный комитет начал проверку. Силовики намерены сделать так, чтобы завод, а вместе с ним и котельная от непонятных частников перешли в государственную собственность».

Складывается впечатление, что Подмосковье оказалось неготовым к отопительному сезону. Как чиновники проверяли и принимали готовность систем к зиме? Одну-две аварийные ситуации можно списать на какие-то случайные факторы, но когда вполне обычный для этих широт мороз (уж точно аномальным назвать его нельзя) выводит из строя целые районы – это проблема системная. Это провал системы управления.

Жители Подольска начали в соцсетях сравнивать свою коммунальную аварию с коммунальной катастрофой в Алчевске зимой 2006 года. «…многое совпадает: январь, почти минус 30, полная разморозка как наружных, так и внутренних сетей. В Алчевске без тепла остались 110 тыс. человек, в подольском районе Климовск – порядка 50 тыс. Без отопления в Климовске – около 200 домов, в том числе и городская больница №2 с лежачими больными, – пишут замерзающие жители. – Алчевскую аварию устраняли примерно месяц, в Подольске пока аварийная обстановка сохраняется третий день, но как долго будет подаваться тепло, вряд ли кто скажет, так как только сегодня введен режим ЧС. В Алчевске режим ЧС (причем сразу региональный) был введен на вторые сутки», – дополняет информацию, как предупреждение, А. Скориков.

Несмотря на все заверения, что коммунальная авария в Подольске будет ликвидирована к вечеру того же дня, пришлось вводить режим локального ЧС в целом районе города. По всей видимости, произошел классический каскад: порванные трубы разморозили систему, лопнули батареи отопления, из которых вода не смогла стечь, и теперь запускать систему бессмысленно – нужно вначале либо заменить все лопнувшие трубы и батареи в домах и подъездах, либо заглушить их.

По понятным причинам информации мало, власть крайне не заинтересована в том, чтобы внятно информировать о происходящем, но раз речь зашла о целом районе города – то положение достаточно серьезное, особенно если учесть погодные условия.

В соцсетях обсуждают уже и сугубо технические подробности: «Просто так воду в систему подать нельзя – она должна пройти процесс так называемой водоподготовки, то есть очистки воды от примесей и солей, чтобы они не отложились на стенках труб. Если вы зальете в систему обычную, пускай и очищенную и пригодную для питья воду – она в считанные дни заизвесткуется. В худшем – снова рванет. Если вытекла вода из системы в целом районе, то подготовить требуемые объемы воды – это тоже время. И немалое. Подавать воду и поднимать давление в системе – это тоже не быстро. Никто не знает, где образовались трещины, если дать напор – то обязательно где-то рванет, и не в одном месте. Плюс запорная арматура – она тоже очень не любит морозные эксперименты над собой».

В общем, оптимизм местной администрации, обещающей все оперативно исправить, выглядел сильно избыточным, речь явно идет не о часах, а о днях в лучшем случае. А на дворе стояли все те же минус двадцать.

Жители Подольска 6 января вышли на центральную площадь с требованием вернуть отопление в дома и наказать тех, по чьей вине люди с 4 января остаются без тепла в своих домах. Среди собравшихся – женщины с детьми и пенсионеры. На месте сбора сразу появилась полиция. Глава Подольска Григорий Артамонов написал, что работу котельной планируют запустить к девяти часам вечера.

«В 21:00 какого числа и какого года? Вторые сутки одни обещания… Сначала больше суток занимались отписками… Только когда люди собрались митинговать и пригласили телевидение, начали шевелиться. Непростительно такое для администрации… Сначала писали – в 19:30, потом в 23:00, теперь вот новый отсчет трех часов… пока теплее не становится», – пишут люди в комментариях в соцсетях. Они также жалуются, что телефоны для информации по поводу подачи тепла, которые размещены в официальном Telegram-канале главы Подольска, нерабочие – по ним невозможно дозвониться.

Подмосковное Селятино, Наро-Фоминский район. В Подольске власти вышли из положения, обвинив во всех бедах частную котельную и свалив все на нее. Но Селятино – это уже другой район, вот только регион тот же самый. По всей видимости, в Подмосковье развал коммунального хозяйства принимает обвальный вид в силу общей системности проблемы.

Судя по всему, о каскаде коммунальных аварий проинформировали президента России. Этим можно объяснить комментарий его пресс-секретаря Пескова, который рассказал про то, как двадцать лет не покладая рук в стране ремонтируется и меняется инфраструктура, но очень уж задача неподъемная. Хотя будем откровенны – за те же двадцать с небольшим лет СССР умудрился провести неполные три пятилетки, построить индустриальную страну, выиграть самую страшную войну, восстановиться и создать к концу этой двадцатилетки ядерное оружие, а еще через десять лет после этого запустить человека в космос. В современной России даже трубы отопления и котельные за это же время довести до ума не смогли. Наверное, не в задачах проблема…

Для России есть один неявный фактор, который позволяет пока как-то переживать идущую коммунальную катастрофу: деиндустриализация. Развал промышленности, как ни парадоксально, но позволяет эксплуатировать изношенные до предела сети, так как промышленность и была основным потребителем ресурсов. Ликвидация заводов в крупных городах стала тем фактором, который создал дополнительную устойчивость коммунальной системе, продлил ее агонию. Москва и Санкт-Петербург перестали быть крупными промышленными центрами, иначе рвануло бы все еще лет десять назад.

С другой стороны, Москва, как и прочие мегаполисы, строится, сажая на созданные в СССР мощности все новые и новые миллионы квадратных метров. Правда, огромный бюджет позволяет хоть как-то, но латать систему. В других местах ситуация, понятно, хуже.

Холода отступают, возможно, все и наладится. И забудется. До следующей волны морозов. А пока что-то подлатают, где-то забьют чопиком, может, даже метров сто трубы поменяют. Глядишь, до весны доживем. Дальше загадывать смысла нет, так как никто понятия не имеет, что будет в таком далеком будущем.

В России инфраструктура коммунального хозяйства, безусловно, уже выработала свой ресурс, «проела» запас устойчивости и сейчас существует только благодаря тому, что погодные условия держатся в относительно комфортном диапазоне. Лютые зимы стали редкостью, но периодические погодные катаклизмы все равно неизбежны, что и приводит всю систему в предкатастрофическое состояние. И дело не в морозах – они были и раньше, и даже покрепче. Дело в полностью выработанном ресурсе, на который дополнительно ежегодно навешиваются все новые и новые квадратные метры.

При этом прогнозировать развитие событий в коммунальной сфере сейчас почти безнадежно: если вся система подошла к пределу, то где именно и когда начнутся уже каскадные обрушения, предполагать бессмысленно. Да где угодно. И когда угодно. Если не сейчас, то через месяц. Или в следующий сезон. Но вариантов уже почти нет: морозы играют роль «коронавируса», который в обычное время прошел бы по разряду инфекционной вспышки, но когда оптимизированная система здравоохранения столкнулась с эпидемией, она точно так же каскадом рассыпалась.

Подольская авария на частной котельной никак не объясняет тот факт, что разморозилась вся система. Котельная – это генерирующая мощность. Она может быть частной, государственной и какой угодно. Но сети – это забота властей. И тот факт, что во время аварии никто не дал команду срочно сливать воду из системы или перенаправить теплоноситель по другим контурам, чтобы хотя бы поддерживать температуру в системе выше нуля, говорит уже не о плохом управлении котельной, а об отсутствии управления сетями. И тут вопрос уже не к котельной.

Все новогодние праздник волна сообщения об отключенном отоплении катилась по России.

– В Петрозаводске 40 жильцов аварийного дома четвертые сутки сидят без отопления: 1 января из строя вышли трубы центрального отопления, 4 января замерзли трубы водоснабжения. Люди оставляют жалобы на странице губернатора Артура Парфенчикова: «Куда бы ни звонили – все «футболят». Телефон дежурного в администрации не отвечает! У вас, надеюсь, тепло в квартире?!», «В Ялгубе каждый день без света. Сколько это может продолжаться? Отопление электрическое, животные погибнут при таком морозе. На улице минус 34», «Фонтанный проезд. Отключается электричество вторую ночь подряд, из-за этого не работает газовая котельная и нет отопления!». В ответ на публикацию Парфенчикова о том, что «в дни новогодних праздников оперативные службы будут работать в штатном режиме», в местных Telegram-каналах теперь шутят, что «республика замерзает в штатном режиме».

– Об отсутствии отопления сообщают и жители Белгородской области. «У кого-то праздник, а в селе Шопино Яковлевского района со вчерашнего вечера замерзают люди, произошел обрыв кабеля на опоре ЛЭП, Россети выехали на вызов, но помочь не могут, так как сети принадлежат СНТ, МЧС тоже отказались помочь, вот так и живем. Температура в домах снижается ежеминутно, с Рождеством», – написала женщина под поздравительным постом губернатора Вячеслава Гладкова.

P.S. …

Тарас ЕВТУШЕНКО