О Боге, Любви и России
На модерации
Отложенный
Странные времена – странные мысли. Не скажу, что родились они на пустом месте, но спусковым крючком стал просмотр фильма «Русский крест». Очень удивительным выглядит менталитет русского человека для любого среднего европейца. Вера, покаяние, сострадание, коллективизм. Как это далеко от европейского эгоцентризма или «великой американской мечты». Далеко настолько, что впору задуматься, – это мы такие неправильные, или у них что-то с головой? В романе Генри Миллера «Тропик рака» прозвучала одна сакраментальная фраза: «в Европе не принято, чтобы муж и жена любили друг друга…», это считается «дурным тоном». К чему это я? Казалось бы, какая связь между Богом, Любовью, Россией (вынесенных в название), браком и национальным менталитетом россиян? На мой взгляд это все связанно напрямую и, не вдаваясь сильно в глубины истории, истоки наших различий с европеоидами отнесены в далекое прошлое. Основы современной евро-атлантической цивилизации закладывались в пост-римский период. Католицизм, ушедший в ересь откола от Византии за для всеобъемлющего доминирования на подконтрольных территориях, Протестантизм, как логичное продолжение и следующий этап эволюции религиозной ереси, начатой в западной Римской империи, Лютеранство, Кальвинизм, Англиканство, Адвентизм, Баптизм, и многие другие «измы» все, если присмотреться, двигали европейскую церковь в сторону упрощения понятия Бог и втискивание его в формат среднего «челопейца» (человека Европы). Происходило сознательное Богоукрощение, - низведение великого до утилитарного с целью управления и обогащения. Сначала Папа (католический) объявил себя монопольным лицом и рукой бога, затем гугеноты усомнились, что без Папы «жизнь не мила», англиканцы, как и положено британцам, те вообще решили – я здесь бог и иже с ним… Про песни и пляски в американских приходах вообще говорить не хочется. А одновременно с оБчеловечиванием бога происходило и его измельчание в широком смысле этого слова. Это в древности Бог Повелевал стихиями и был над человеком, а в Европе XVI и последующих веков оказалось, что бог еще кое-как держится только в рамках одного конкретного прихода и то, после местного барона. А в соседнем городке бог и царь это уже канцлер, или император, или курфюрст, а может и вовсе очередной ватажок очередной бандитской шайки. Людей много, земли мало, каждый прыщ мнит себя богом и, что не удивительно, в краткосрочной перспективе у него это получается! Так как бог далеко, а очередной деспот на соседней улице. Соответственно и вера этих прихожан не шире собственного поселка. Кстати! А если Папа единственный проводник бога на Земле (и он, в смысле Бог, в нем), то, почему нельзя рихтануть Библию ради обоснования гей-браков, если ему так захотелось? Ведь он есть единственный проводник божественного на Земле и, соответственно, все что делает Папа – угодно Богу… Бог у них ручной, домашний, в клетке сидит… У России другая судьба. Русскому православию, с его сакраментальным - «купола на Руси кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал», вся эта еврошелупонь просто не понятна.
Россия – бескрайняя страна. Где еще можно услышать фразу из навигатора: «двигайтесь прямо 732 километра до кольца, первый съезд». Она велика не только размером, но и размахом! Каждый житель нашей страны может на понимать, но четко ощущает на подсознательном уровне, что огромность его страны выходит далеко за пределы осознания одной конкретной личности. А если страна неосязаема, то какой Бог над этими просторами может быть? Ну точно не ручной или шмакодявочный. Этот ежели только взглянет, то кальвинисты просто осыпятся… Вот и высветилась ключевая точка мировоззренческого разрыва двух цивилизаций: у одних Бог - это моя собственность, у других - мы под Богом ходим. Соответственно и вера в бога у одних хуторская, а у других вселенская. А что такое вера? Вера — это Любовь к Богу. Да и классики тоже на этот счет не спорят: «1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. 2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. 3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.» (1 послание Корифенянам. XIII). А что такое Любовь, как ее осознать и не перепутать с себялюбием? Любви надо учиться. Человек не может жить без любви. Любовь — это не похоть и не только страсть. Это составная и неотъемлемая часть нашей жизни. Мать и отец дарят свою любовь детям своим. Юноши и девушки находят и взращивают любовь создавая свою семью и приумножая любовь, дарованную родителями. Мастер вкладывает любовь в свой труд, творя новое и любуясь результатом. Крестьянин любит землю, которую возделывает, и она возвращает сторицей за труды его. И как противопоставление - не любящий свое дело никогда не достигнет высот в своей профессии. Семья без любви – это фикция, дешевое спаривание до «первого милиционера». Не приученные (наученные) любить - любить не умеют, или делают это так неумело, что «ломают крылья, ломясь в открытую дверь». Любовь – это самоотдача. Это объединение души и бескорыстный труд на благо объекта любви. Жена, муж, ребенок, работа, окружающие люди – все становятся близкими и объединяются в единый непобедимый механизм. Бог есть во всем в этом мире. Поэтому Любовь в семье – любовь к Богу, Любовь к ближнему своему - любовь к Богу, Любовь к земле - любовь к Богу, Любовь к стране - любовь к Богу. Любовь делает нас больше, огромнее, величественней. Поднимает на уровень Бога. Нашего Бога – бесконечно великого и необъятного. Вот и вернулись мы опять к разности менталитетов… Поэтому фраза в устах русского (в широком, вне-национальном, понимании этого слова) человека «мы непобедимы - с нами Бог» имеет под собой реальное основание. С нами действительно Бог, и с ними тоже бог, но наш объективно круче. Они своего опустили к себе, а мы поднимаемся на его уровень…
Комментарии
"По-вашему, русский народ самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая себе задницу... Он говорит об образе: годится -- молиться, а не годится -- горшки покрывать. Приглядитесь попристальнее, и вы увидите, что это по натуре глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности... Русский народ не таков; мистическая экзальтация не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме,.. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, схоластическим педантством да диким невежеством. Его грех обвинять в религиозной нетерпимости и фанатизме, его скорее можно похвалить за образцовый индиферентизм в деле веры. Религиозность проявилась у нас только в раскольнических сектах, столь противоположных, по духу своему, массе народа и столь ничтожных перед нею числительно." (С)
Александр Втюрин, Во-первых я не говорил, что "русский народ самый религиозный в мире". Во-вторых: На мой взгляд необходимо отделять религиозность от осоловелового фанатизма. "Русский народ не таков; мистическая экзальтация не в его натуре;" совершенно верно, мистическая экзальтация не в его натуре, но я говорил о вере в широком понимании этого слова, а не о "мистической экзальтации". Есть хорошая фраза: "в окопах атеистов нет" и она правдива. Да и Ваша фраза: "В нем еще много суеверия" - говорит о наличии у людей верований в "над-человеческое" - в необъяснимо-высшее , а это и есть проявление Веры как таковой....
Это было написано в 1847 году, но суть дела с тех пор не изменилась. Суеверие тут подразумевается -- повесить подкову над дверью, от бабы с пустыми ведрами шарахаться, блюдечко с молоком домовому поставить или рот перекрестить, когда зевнешь; к какой-либо конкретной религии это имеет сильно отдаленное отношение. Не стоит путать веру с религией.