Советские зарплаты. ГенСек ЦК КПСС получал 1 500 руб/мес, как Л.И. Брежнев, так и М.С. Горбачев

На модерации Отложенный                             



З/п члена Политбюро составляла 1 200 руб/мес. Эти данные рассекретили в эпоху «гласности» в интервью газете «Аргументы и факты» Шеварднадзе, Рыжков, Лигачев (партийные деятели времен Горбачева).

Партийные чиновники рангом ниже (кандидаты в члены Политбюро, секретари ЦК КПСС, завотделами ЦК) получали несколько меньше — от 800 до 1000 рублей в месяц.

Средняя зарплата в СССР в 70-80-е годы была примерно на уровне 150 руб в месяц. Разнорабочие и медсестры тогда получали по 70-80 руб, учителя и врачи — 120-150 руб, инженеры от 130 до 220 руб. Заработная плата квалифицированного рабочего на производстве могла доходить до 300-350 руб. Директор завода во времена СССР зарабатывал 300-450 рублей в месяц.

Получается, что доход руководителей государства и высших чиновников в СССР был в 7-10 раз выше, чем у среднестатистического гражданина.

Руководящий пост давал советскому чиновнику не только более высокую зарплату, но и иные материальные блага, которые были в принципе недоступны «простым смертным». Получение дополнительных выгод находилось за пределами товарно-денежных отношений. В СССР их нельзя было купить ни за какие средства. Доступ к дополнительным привилегиям открывал сам факт нахождения у власти.

Руководящему работнику в СССР полагались дополнительные денежные выплаты, государственные квартиры и дачи, лечение в отдельных клиниках и закрытых санаториях с улучшенным уровнем обслуживания, и т. д. И это была еще одна «невидимая зарплата» чиновника, наличие которой скрывалось от рядовых граждан.

Какими способами партийные и советские чиновники увеличивали себе денежные выплаты? Отпуск партийного руководителя в ССССР длился 30 дней. Перед отдыхом чиновник часто получал не только отпускные, но еще и выплату «на лечение», равную одному окладу. При этом отдыхал и лечился руководитель, как правило, в ведомственном санатории и совершенно бесплатно. Свою «тринадцатую зарплату» он мог потратить на свое усмотрение.

В рабочие дни партийные работники питались в отдельных столовых со специальным меню. На «лечебное» питание (завтрак, обед и ужин) им выделялись специальные талоны. Зачастую «завтрак» и «ужин» партработники забирали вечером домой в виде пакетов с продуктами. В этих пакетах, естественно, были товары, которые невозможно было найти в обычных магазинах. Продовольственные пайки с дефицитными продуктами — это еще одна прибавка к зарплате, размер которой трудно посчитать.

Многие наши сограждане помнят, в Советском Союзе государство бесплатно выдавало людям квартиры. Правда, обычному советскому гражданину в очереди на получение жилья приходилось стоять несколько лет (иногда 5, иногда 10 и более). Партийным работникам квартиры давали без очереди. Дома для чиновников строили специальные строительно-монтажные управления.

Квартиры в таких домах имели не от 1 до 3 комнат, как обычно, а по 6-8. Приобрести жилье в подобном доме за деньги было нельзя. Доступ к проживанию в элитном доме давала только должность в определенном ведомстве.

Б.Н. Ельцин, в бытность Первым секретарем Московского горкома КПСС, жил в пятикомнатной квартире с двумя туалетами, огромной кухней и лоджией. После избрания на пост Президента России ему понадобилось новое жилье (старое не отвечало требованиям безопасности). Охрана Ельцина предложила ему переехать в квартиру, построенную специально для Брежнева. Эта квартира имела площадь 450 м², трехметровые потолки, и даже каминный и танцевальный залы. Ельцин, начавший свою самостоятельную политическую карьеру как борец с партийными привилегиями, от подобной роскоши отказался.

Кроме государственных квартир партийным чиновникам полагались еще и государственные дачи. Причем дачи советского периода не стоит путать с теми 6-ю сотками, которые граждане нашей страны стали массово заводить в трудные 90-е годы. Советские деятели использовали дачи по прямому назначению: отдыхали на них со своей семьей летом.

Одну такую дачу выдали тому же Б.Н. Ельцину, когда он стал кандидатом в члены Политбюро. Вот как он ее описывает: «Уже снаружи дача убивала своими огромными размерами. Вошли в дом — холл метров пятьдесят с камином, комната, вторая, третья, четвертая, в каждой цветной телевизор. Здесь же на первом этаже огромная веранда со стеклянным потолком, кинозал с бильярдом, в количестве туалетов и ванн я запутался, обеденный зал с немыслимым столом метров десять длиной, за ним кухня, целый комбинат питания с подземным холодильником. Поднялись на второй этаж по ступенькам широкой лестницы. Опять огромный холл с камином, из него выход в солярий — стоят шезлонги, кресла-качалки. Дальше кабинет, спальня, еще две комнаты непонятно для чего, опять туалеты, ванные. И всюду хрусталь, старинные и модерновые люстры, ковры, дубовый паркет и все такое прочее».

Отдыхали партийные и советские деятели не только на дачах, но и в закрытых (для других людей) санаториях. И вот как один из партработников описывает свой отдых в подмосковных «Соснах» (за 30% от стоимости выданной ему на работе путевки): «В "Соснах", конечно, было хорошо: на 70 человек отдыхающих - 250 человек обслуги! Кино, бильярд, баня, все, что хочешь».

Ничего подобного обычный советский гражданин на свои 150-200 рублей в месяц позволить себе, естественно, не мог. Так что социальное неравенство было всегда. Только в отдельные исторические периоды его приходилось прикрывать (по идеологическим причинам).

Понятно, что в любой стране мира министр получает значительно больше обычного работника. Однако если основная масса граждан страны не может законным путем улучшить свои жизненные условия, а правящая верхушка общества утопает в привилегиях и роскоши, это становится опасным.