Планета в огне
На модерации
Отложенный
Вооружённый конфликт на Украине, судя по всему, останется в центре мирового внимания в 2024 году, поскольку именно он стал триггером глобальных изменений в мировой политике. И эти перемены затронут различные регионы мира, обострят старые разногласия и вызовут новые.
Дойдём до Одессы?
2024-й начинается в ожидании переломных событий на полях спецоперации на Украине.
Financial Times сообщает, что американские и европейские военные аналитики всё чаще признают: Путин «берёт верх на Украине». Эта позиция стала популярной в экспертных кругах после провала «контрнаступа» Вооружённых сил Украины, в то время как западная помощь Киеву со стороны Соединённых Штатов «запуталась во внутренней политике», а Европа борется «за сохранение единого фронта».
В противовес этому позиция высшего руководства России остаётся неизменной, что подтвердил во время прямой линии президент Владимир Путин: «Мир будет тогда, когда мы достигнем своих целей».
При нарастании скепсиса в западных странах усиливаются голоса «ястребов», требующих ввода на Украину войск США и НАТО, отмечает военный эксперт, общевойсковой офицер в отставке Александр Шарковский:
– Если Соединённые Штаты перестанут помогать Киеву в прежних объёмах, то ВСУ не смогут вести боевые действия как прежде, и перед украинской стороной встанет выбор: потерять армию или уступать территории. Учитывая, что Зеленский мир подписывать точно не станет, вероятнее второй вариант.
Шарковский не исключает того, что при благоприятном развитии ситуации Вооружённые силы РФ в 2024-м освободят территории левобережной Украины и смогут выйти на правый берег Днепра.
Он обращает внимание на высказывания Владимира Путина:
– Президент России в последнее время несколько раз, в том числе на недавнем заседании коллегии Минобороны, говорил, что Одесса – русский город, поэтому мы его не отдадим. Есть вероятность, что в 2024 году мы освободим Одесскую и Николаевскую области, выйдем на сухопутную границу с Приднестровьем, в значительной степени отрежем возможности для других стран снабжать Киев оружием и боеприпасами.
Вашингтон не тянет, Европа не может
Украинским конфликтом зона напряжённости на постсоветском пространстве не ограничивается. Другие очаги возможного обострения – Молдавия и Приднестровье, Армения и Азербайджан, которые до сих пор не подписали мирный договор и формально находятся в состоянии войны, говорит политолог, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
– Непростые отношения между Белоруссией и Польшей также представляют опасность, где Варшава демонстрирует готовность пойти на конфронтацию в случае получения сигнала из-за океана, – замечает он.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев до сих пор не дошли до фактического подписания мирного договора. Фото: The Presidential Press and Information Office's of Azerbaijan
Есть опасность нового обострения ситуации в Центральной Азии, в частности на узбекско-афганской границе, считает политолог. Несмотря на то что афганские талибы* укрепляют свою власть в Афганистане, в целом они настроены достаточно агрессивно, и не стоит исключать экспансионистских проявлений с их стороны.
Израиль раздражает Байдена
Теперь уже очевидно, что в 2024-м продолжатся боевые действия между Израилем и ХАМАС, несмотря на пожелания госсекретаря США Энтони Блинкена и советника президента по национальной безопасности Джейка Салливана к Тель-Авиву завершить конфликт к новогодним торжествам.
Как пишет британская газета The Guardian, прибывший в Израиль Салливан заявил, что желательно закончить операцию в Газе через несколько недель. Однако в опубликованном позднее сообщении офиса премьер-министра Биньямина Нетаньяху говорится, что израильтяне «более чем когда-либо полны решимости продолжать борьбу до тех пор, пока ХАМАС не будет ликвидирован, – до абсолютной победы». По мнению министра обороны еврейского государства Йоава Галанта, военные действия «потребуют определённого периода времени и продлятся ещё несколько месяцев».
Появляется всё больше признаков расширения масштабов конфликта.
Самолёты ВВС и артиллерия ЦАХАЛ чаще наносят удары по территории Ливана, откуда представители движения «Хезболла» периодически обстреливают Израиль.
Кроме того, израильские военные ведут боевые операции на Западном берегу реки Иордан, где штурмуют населённые пункты.
Более того, Соединённые Штаты объявили о подготовке военной операции «Страж процветания», направленной против йеменских хуситов, которые ранее совершили ряд атак на корабли, следующие в израильские порты, и фактически блокировали судоходство в Баб-эль-Мандебском проливе. Предполагается, что военную коалицию составят Америка, Великобритания, Франция, Албания, Мальта и Япония.
Ближний Восток стоит на пороге фрагментации, переформатирования, спусковым крючком которого может стать война Израиля и ХАМАС, убеждён политолог, востоковед Станислав Тарасов:
– Процесс урегулирования может стать не менее драматичным. Уже сейчас различные подходы к будущему контролю над регионом заявили США, Израиль и Турция. В то же время именно в результате политики Вашингтона Ирак, Ливия и Сирия сегодня фактически не представляют собой единых государств, поэтому у американцев имеются собственные неафишируемые намерения.
Война в секторе Газа может стать триггером передела на всём Ближнем Востоке. Фото: ATEF SAFADI/EPA/TASS
Тарасов полагает, что Штаты продолжают продвигать проект создания «Большого Курдистана», и сегодня существуют курдские автономии в Сирии и Ираке, не подчиняющиеся властям этих стран. К тому же известные проблемы с курдскими меньшинствами на своей территории имеют Иран и Турция, которые могут получить серьёзные неприятности при запуске фрагментации Ближнего Востока.
Ставка на дипломатию, но армии готовятся
В политическом конфликте между Китаем и Тайванем, неоднократно обострявшемся за последние два года, многое будет зависеть от президентских выборов на острове, которые должны пройти 13 января 2024 года. Как считает Александр Шарковский, в случае победы партии «Гоминьдан» ситуация будет развиваться по гонконгскому сценарию.
– Эта партия настроена на сближение с Пекином, поэтому ситуацию сначала вернут к состоянию до августа 2022-го, когда на остров прибыла спикер палаты представителей США Нэнси Пелоси, а потом будет идти неспешный процесс интеграции с материком, – размышляет собеседник.
«Выжидательная позиция Китая связана с тем, что он хочет получить территорию в нормальном состоянии со всеми ресурсами».
Александр Шарковский
военный эксперт, общевойсковой офицер в отставке
Неожиданным для многих наблюдателей в 2023 году стал конфликт между двумя южноамериканскими государствами – Венесуэлой и Гайаной – из-за спорного штата Эссекибо, богатого полезными ископаемыми. И хотя в середине декабря по результатам переговоров президенты Николас Мадуро и Мухаммед Ирфаан Али договорились не применять силу для решения спорных вопросов, напряжённость в двусторонних отношениях остаётся.
Венесуэла претендует на Эссекибо с начала XIX века, после обретения независимости. Основная часть штата была тогда отторгнута Британией и включена в состав Гайаны. В 2015 году там были обнаружены запасы нефти и газа, что стало поводом для напоминания притязаний Каракаса. В начале декабря 2023-го президент Мадуро объявил регион 24-м штатом Венесуэлы, а в Гайане заявили о намерении защищать Эссекибо всеми имеющимися средствами и наращивать военное сотрудничество с Вашингтоном.
– Обращение Гайаны к США и Британии результата не принесло – те посоветовали ей самой решить вопрос, поскольку сильно вовлечены в конфликты на Украине и Ближнем Востоке. К тому же на стороне Венесуэлы в случае обострения выступит не только Россия, но и Китай, имеющий в этой стране большие интересы, – напоминает Александр Шарковский. Он добавляет, что Вашингтон найдёт ресурсы, чтобы поддержать Гайану, если совсем откажется от помощи Киеву.
18 декабря Мадуро подтвердил права Венесуэлы на спорную территорию. И хотя он заявил о борьбе «дипломатической, юридической, политической», исключать боевые действия, учитывая, что оба государства занялись усилением своих армий, не стоит.
* Деятельность организации признана террористической и запрещена в РФ.
Евгений Берсенёв
Комментарии