Почему заболела моя собака?

На модерации Отложенный

 

             (… кошка, хорёк, крыса, черепаха, в общем, «те, кого приручили»).

 

             Пожалуй, самый часто задаваемый вопрос владельца животного ветеринару.

             Один из вариантов ответа включает в себя что-то вроде: «иммунитет не справился с заболеванием», «инсулин перестал поддерживать нормальный уровень глюкозы в крови», «неправильное питание», и т. д.

             Альтернативный ответ гораздо проще и понятней, но владельцы всегда наименее восприимчивы к нему, наверное оттого, что и сами зная его, стремятся к  версии, согласно которой причина болезни – нечто загадочное, от них самих никоим образом не зависящее.

            Всё слишком просто: когда случается то, чего в норме не должно случаться, а то, чему необходимо  происходить - не происходит, - любой процесс идёт не так, как должно.

 А именно так с одомашненными четвероногими и происходит.

Ну не свойственно животному с исковерканным генотипом размножаться, а детёнышу зверя рождаться и вскармливаться в тепличных условиях квартиры тёти-заводчицы;

не присуще быть отлучённым от матери и воспитываться людьми.

Неестественно в качестве укрепления иммунитета получать прививки.

Не бывает в природе, чтоб животное видело улицу 30 минут в день, десять из которых уходит на «сделать свои дела», не имея возможности понюхать, погнаться,  пробежаться без намордника и поводка.

Не существует в природе животного, которое бы при отсутствии навыков добычи пропитания, инстинктов самосохранения и без закалённого в борьбе с погодными условиями организма дожило хотя бы до года, пяти, десяти…

            Но в домашних условиях такая жизнь длиться гораздо дольше природной стараниями людей, которые поддерживают и размножают её, не заботясь о её цели и смысле.

            И даже смерть – естественное явление для животного – не может обойтись без ветеринарных врачей, диагнозов, капельниц, которые лишь продлевают угасание жизни.

             А чего стоит смерть любимца, ставшего за долгие годы членом семьи для его хозяина!  Это только в случае относительно хорошо сохранившего функции организма животного.  А если имеется в виду чистопородный пудель (мопс, шар-пей, длинношерстный, бесшерстный, …)?

             Все эти генномодифицированные плоские морды, длинные уши, вариации с длиной и формой шерстного покрова или его отсутствием даром не проходят. Весь неиспользованный по назначению «стройматериал», за ненадобностью,  должен постоянно выводиться из организма, отчего соответствующие органы работают в сверхурочном режиме и обречены на ранний износ.   Построение «новых улучшенных» частей тела также требует усиленной работы соответствующих систем. Внутренние органы, не соответствующие размеру миниатюрного корпуса, превращаются в бомбу замедленного действия.

              В итоге не бывает породы, не имеющей закреплённых за собой пары-тройки генетически обусловленных  заболеваний, которые проявятся в большинстве случаев, и проявятся тогда, когда питомец уже стал «своим в доску» для своих домочадцев и жизни без него они не мыслят.

              А болезни пород, как правило, не простые.

Часто среди них встречаются нарушения эндокринной системы. Диагностируют такие заболевания на достаточно поздних стадиях, ведь и проявляются они медленно и безобидно: постепенное исхудание поначалу списывается на «недоедание» и корректируется усиленным питанием; облысения замазываются мазью и заедаются витаминами; ожирение - вообще воспринимается как признак нормальной, удавшейся жизни животного, и как сигнал тревоги не котируется...

          Впрочем, постановка правильного диагноза мало облегчает участь того, кому он поставлен. Жизнь разнообразится ежедневными процедурами и регулярными походами к ветеринару (и то и другое, как правило, пожизненно). Владельцу такого животного живётся не легче питомца: приходиться жертвовать выходными, работой, последними деньгами. Или совестью, если имеются обстоятельства, которыми пожертвовать невозможно.  

              В подобных ситуациях всегда бывает жаль и страдающее животное, и его владельца. Последнего жалко гораздо больше, пусть он и сам является невольным  соучастником печального исхода. Животное, во всяком случае, не задаваясь риторическими вопросами, смиренно терпит то, что выпадает на его долю. Человек же, обладая фантазией и рассудком, имея на руках пострадавшего, всегда должен найти виновного (неучастливых домочадцев, ветеринаров, себя, …), и, по возможности, наказать.

               В итоге ничего хорошего из дружбы человека и животного не происходит. Даже и союза такого в природе не предусмотрено: это уже и не симбиоз, и не паразитизм,  а некое навязывание более развитым существом своего образа жизни менее развитому, в качестве внесения некоего разнообразия в свою жизнь.

               Нет, это вовсе не плохо – любить животных. Но у человека это выходит как-то очень своеобразно. Любить – значит, для начала, выбрать по каким-либо критериям понравившегося зверёныша, которого обязательно держать возле себя, обнимать и вообще всячески взаимодействовать, кормить (кормить и ещё раз кормить), «воспитывать» (это вообще отдельная тема), и лечить. И при этом обязательно получать  заслуженную, должным образом выраженную порцию любви взамен.

                 Жестокой ему представляется судьба животного, которому самому приходится добыть или не добыть себе пищу, используя для этого инстинкты, ловкость и силу мышц;  ночевать в холоде под проливным дождём, и под этим же дождём произвести на свет детёнышей, иммунная система которых, столкнувшись  с агрессивной средой, тотчас же начнёт развиваться. Заболеет детёныш - мать делает то, что для неё естественно и понятно: согреет, приласкает, накормит. И делая это, знает, что делает то, что нужно, и не тяготится этим. Она не боится бесчисленных причин смерти своего потомства, окружающих его отовсюду. Умрёт детёныш - она погорюет над ним и будет жить по-прежнему.  Человек же, получив статус владельца животного и вместе с ним наставление «мы в ответе за тех, кого приручили», остаётся наедине с беспомощным существом, подверженным всевозможным болезням, нуждающимся в особом питании и уходе, обязательных ветеринарно-врачебных процедурах, даже будучи относительно здоровым. А средства, как уберечь это существо, владельцу его неизвестны, но известны другим, посторонним ему людям, дозированно выдающим нужную информацию за определённую плату. К тому же, не все ветеринарные врачи имеют одинаковые знания и опыт (это бы ещё могло хоть как-то оправдать существование данной специальности), и на плечи и совесть владельца ложится задача выбрать «самого лучшего», а это понятие субъективное. Чаще всего это врач, о котором «узнали слишком поздно»…

             P.S. За время моей недолгой практики лишь один человек обратился в клинику с вопросом о подходящей для приобретения породе собаки. Причём ДО того, как приобрёл её.