Опыт СВО подсказал командованию ВС РФ кадровые и управленческие решения
На модерации
Отложенный
В ходе расширенного заседания коллегии Минобороны России неоднократно констатировалось, что изменения в мире диктуют необходимость перемен в армии. Глава военного ведомства Сергей Шойгу подчеркнул, что в 2024 году линия поступательного развития и повышения боевых возможностей вооружённых сил страны будет продолжена, поэтому система призыва станет улучшаться, а также придётся корректировать некоторые положения о воинской службе.
В рамках масштабных преобразований в армии, анонсированных более года назад, 1 декабря президент России Владимир Путин подписал указ об увеличении штатной численности Вооружённых сил РФ до 2 209 130 единиц, включая 1,32 миллиона военнослужащих. Постепенно этот показатель планируется повысить до 1,5 миллиона человек.
Сразу после этого двое депутатов Госдумы – члены комитета по обороне Виктор Соболев и Андрей Гурулёв – предложили призывать граждан на два года, как это было в советский и некоторое время в постсоветский период. Затем глава думского оборонного комитета Андрей Картаполов заявил прессе, что «на сегодняшний день никакой необходимости в увеличении срока службы по призыву нет».
Повышение срока службы может зависеть от рода войск и воинских специальностей, полагает военный эксперт Виктор Литовкин.
– Если военнослужащий имеет дело со сложной техникой, то одного года работы с ней, конечно, маловато. В то же время, скажем, для стрелков главное – научиться хорошо стрелять и обращаться с оружием. Для этого года вполне достаточно, – рассказывает он «Октагону».
В то же время, по мнению Литовкина, срок службы связан с задачами, которые будут ставиться перед армией:
«Если в дальнейшем срочники будут задействованы в зоне боевых операций, то продолжительность службы надо поднимать. Если же ВС РФ намерены обходиться исключительно контрактниками – кардинальной необходимости нет, за исключением ряда направлений».
Прежний боевой опыт российских вооружённых сил показывает необходимость возврата к двум годам службы, уверен доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Г. В. Плеханова, полковник запаса Александр Перенджиев.
– Как участник контртеррористической операции в Чечне в 1999–2000 годах я прекрасно помню, что в зону боевых действий тогда направлялись либо контрактники, либо срочники, написавшие рапорт. На местах прежней службы замещать тех, кто уходил на КТО, приходилось, как правило, солдатам второго года службы, ведь уходили воевать наиболее подготовленные ребята, – комментирует собеседник издания.
Перенджиев не исключает, что и сейчас опыт специальной военной операции (СВО) подталкивает военное и политическое руководство страны к принятию соответствующих решений, и уже в 2024 году призывать ребят будут на два года.
Болеть или служить?
Минобороны намерено скорректировать Положение о военно-врачебной экспертизе в части перечня заболеваний, по которым определяется годность к военной службе. На федеральном портале правовой информации необходимость изменений объясняется «совершенствованием организации проведения медицинского освидетельствования граждан, имеющих заболевания, не оказывающие существенного влияния на способность исполнять обязанности военной службы, в том числе с учётом опыта СВО».
Иными словами, перечень болезней, при наличии которых ранее призывник освобождался от службы, судя по всему, будет заметно сокращён.
Минобороны намерено изменить список заболеваний, по которым определяется годность военнослужащего. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Будет урезан и список заболеваний, с которыми граждан РФ и иностранцев не возьмут служить по контракту. При этом в Минобороны сообщали, что изменения будут внесены опять-таки с учётом опыта СВО.
Как именно изменится список, до конца непонятно – эта информация носит закрытый характер.
Призовут в режиме онлайн
В течение года широко обсуждался вопрос о введении электронных повесток для призывников. Слухи о том, что наказывать станут не явившихся по ним уже в осенний призыв 2023 года, не подтвердились. Минувшей осенью систему тестировали, основным документом для явки в военкомат остаётся бумажная повестка.
Андрей Картаполов отмечал, что запуск системы электронного оповещения призывников и военнообязанных возможен только после подготовки реестра, которым занимается Минцифры. В министерстве поначалу утверждали, что реестр подготовят не ранее 2025 года, поскольку далеко не во всех регионах имеется необходимая инфраструктура.
Однако 18 декабря на сайте Кремля появился перечень поручений президента по вопросам призыва на военную службу, где указывалось, что электронные повестки будут рассылаться осенью 2024-го.
Работа военного ведомства над созданием этого реестра началась 1 июля 2023 года, его формирование продолжится в 2024-м совместно с Минцифры. В перечень будут добавляться данные различных информационных систем. С 2025 года реестр перейдёт в ведение исключительно Министерства обороны, которое должно создать для этого специальную структуру, о чём также было сказано в поручениях президента.
Кроме того, граждан будут ставить на воинский учёт и снимать с него без личной явки в военкомат. Также явка не требуется для предоставления автоматического права на отсрочку от призыва и его актуализации.
Что касается новой волны мобилизации в России, то Владимир Путин ещё 14 декабря во время подведения итогов года заявил, что потребность в ней отсутствует, поскольку «поток желающих защищать Родину с оружием в руках не прекращается» и необходимая численность будет достигнута путём набора контрактников.
В декабре Сергей Шойгу говорил, что в 2023 году в ВС РФ набраны 490 тысяч военнослужащих по контракту.
Александр Перенджиев уверен, что вопросы о мобилизации и увеличении сроков срочной службы взаимосвязаны:
– Минобороны всё равно потребуется решать кадровые задачи как внутри России, так и в зоне СВО – скажем, с дальнейшим наступлением и освобождением новых территорий. И чем сильнее общество будет настроено против мобилизации, тем больше командование ВС будет склоняться к двухлетнему варианту службы: имеющимися людскими ресурсами это реализовать вряд ли возможно.
Евгений Берсенёв
Комментарии
Да, "опыт" показал...за десять лет Афгана потерь было меньше в разы...
_Regina_, В Афгане нашим противостояли максимом миномёты и гранатомёты. Ну, "Стингеры" стреляющие на 4000 метров. А сейчас ракеты, которые летят на сотни км.