10 лучших фильмов 2023 года по версии Time Out

На модерации Отложенный Фото: кадры из фильмов, архив пресс-службы Дмитрий Евстратов

2023 год подходит к концу. Мы запомним его жарким соперничеством ядерного «Оппенгеймера» и розовой «Барби», громким крахом Disney и постепенным угасанием интереса к кинокомиксам. Но были в прокате и на стримингах яркие вспышки. Редактор кино Time Out Дмитрий Евстратов выбрал 10 лучших фильмов уходящего года.

10 место — «Горный лук»

Начинать всегда хочется с бодрого и разноцветного. Именно такой видится лента казахстанского режиссера Эльдара Шибанова. Ее главный герой — 11-летний Джабай, который застукал свою мать с дальнобойщиком, подозрительно похожим на Джонни Деппа. Парень боится, что его семья будет разрушена, и принимает самое смелое решение — он отправляется в соседний Китай, чтобы достать чудодейственную «Виагру», которая поможет отцу вернуть мужскую силу и вновь добиться супруги. 

Пожалуй, это одна из самых веселых картин года, вдохновленная одновременно эксцентрическими комедиями Леонида Гайдая и геометрически выверенными фильмами Уэса Андерсона. Если уж американский режиссер в этом году остался непонятым с «Городом астероидов», то должен же кто-то подхватить его знамя. Шибанов — кажется, лучшая кандидатура. Он одинаково хорош и в гротеске, и в сатире, и в визуальном юморе, да и сочные цвета в «Горном луке» запоминаются надолго.

9 место — «Air. Большой прыжок»

В 2023 году на экраны вышло несколько динамичных корпоративных байопиков. Жанр простой, новшеств в нем маловато, зато зрителям нравится. Возвращение Бена Аффлека в режиссуру спустя семь лет после провала «Закона ночи» получилось если не феноменальным, то по-голливудски бойким, да еще и с другом Мэттом Деймоном в главной роли.

Актер играет скаута баскетбольного отдела Nike по имени Сонни, который ищет таланты для заключения рекламных контрактов. У него есть возможность подписать трех перспективных игроков подешевле, но неочевидный выбор падает на жутко дорогую восходящую звезду, Майкла Джордана. Баскетболист предпочитает Adidas, и сотрудничать с Nike он не намерен. Сонни придется рискнуть карьерой и придумать для спортсмена уникальное предложение. 

8 место — «Учительская»

Маленькая германская драма режиссера Илькера Чатака о молодой учительнице, пытающейся пресечь серию карманных краж в школе. Разоблачив предполагаемого преступника, она невольно запускает цепь событий, которые повлияют даже на тех, кто не имел ко всему этому никакого отношения. Принцип «Моя хата с краю — ничего не знаю» не работает ни в кино, ни в реальной жизни.

В «Учительской» Чатак проводит своеобразный социальный эксперимент. Школа в фильме — модель общества, в котором действуют правила, но эти правила — вовсе не панацея. Конфликты, возникающие между учениками и учителями, куда комплекснее, их нельзя разрешить, просто обратившись к своду законов. Именно это на себе ощущает главная героиня в исполнении прекрасной Леони Бенеш, попавшая в эпицентр столкновения, в котором в дело идут неоднозначные инструменты. 

7 место — «Оставленные»

Новая работа Александра Пэйна олицетворяет то, за что многие полюбили американское кино. В «Оставленных» все на поверхности: это драма о тотальном одиночестве, которое больнее всего ощущается в студеную зимнюю пору перед Рождеством. Все клише легко объясняются целью режиссера — снять кино, визуально и сценарно отсылающее к 1970-1980-м. Ему это блестяще удается: потертая картинка, музыка, яркие образы и работа актеров. 

Пол Джаматти вообще играет одну из лучших ролей в своей карьере. Его герой — нечто среднее между сострадающим мистером Китингом из «Общества мертвых поэтов» и подавленным опытом стариком в исполнении Аль Пачино в «Запахе женщины». Такое кино особенно ценно под конец года, когда наступает пора рефлексии: «Оставленные» помогут преобразовать любые негативные мысли в светлую улыбку. 

6 место — «Идеальные дни»

Лента немецкого режиссера Вима Вендерса, созданная в Японии, рассказывает о самом обычном человеке. Хираяма — уборщик туалетов в Токио. Его каждый новый день полностью повторяет предыдущий: он рано встает без будильника, поливает цветы, отправляется на работу по пустым улицам столицы, убирает одни и те же туалеты, обедает на одной и той же скамейке, ходит в одну и ту же общественную баню. И является самым счастливым человеком на Земле.

Вендерсу удается нащупать удивительную поэтику обыденности. В отличие от многих других авторов, он лишает своего героя негативных черт и не определяет одиночество как проблему. Напротив, для молчаливого Хираямы это дар, которым он пользуется сполна, вдохновляясь маленькими радостями и распространяя добро вокруг себя. Иными словами, Вендерс снял своего «Патерсона».

5 место — «Оппенгеймер» и «Барби»

Фото: TimeOut/Midjourney Дмитрий Евстратов

Обойтись в итоговом списке лучших фильмов 2023 года без «Барбенгеймера» — настоящее кощунство.

Мы не такие. Да и располагаться лентам, конечно, нужно рядом. Все-таки кейс двух картин — чудо, какого не происходило очень давно. Особенно ценно, что случилось оно в постковидную эпоху, когда кинотеатрам сложно возвращать зрителей в залы. А «Барбенгеймер» сделал это, причем в один день — дату 21 июля впору заносить в учебники по кинопрокату и маркетингу. 

Однако важнее другое: «Барби» и «Оппенгеймер» не просто остались в памяти громким событием, они оказались еще и по-разному прекрасными фильмами. На розовом уроке о гендерных ролях Грета Гервиг метаиронично высмеяла маскулизм и феминизм, не впадая в крайности, а Кристофер Нолан собрал трехчасовой динамичный байопик с необычной структурой о смертоносном оружии и его создателе. Как итог — оба фильма в топ-3 списка самых кассовых в 2023 году, который, без всяких сомнений, позднее мы будем вспоминать именно по этому соперничеству.

4 место — «Ты здесь, бог? Это я, Маргарет»

Еще один лучик света 2023-го — coming-of-age драмеди, снятое по одноименному роману Джуди Блум. 11-летняя Маргарет живет в мультирелигиозной семье и сталкивается с самыми обычными подростковыми проблемами, всякий раз обращаясь за помощью к Богу. Она переживает первую любовь, узнает, что такое менструация, и пытается определиться с собственной религией. 

Ленте удается очень точно передать настроение романа и рассказать историю взросления девочки в самый разгар сексуальной революции. А еще — символично для 2023-го — помирить в кадре представителей разных конфессий, отказавшихся от своей семьи. Поэтому «Ты здесь, бог? Это я, Маргарет» — своего рода подарок человечеству: предельно актуальный и ностальгически теплый. 

3 место — «Анатомия падения»

Одна из главных неожиданностей года. Французская постановщица Жюстин Трие долгое время снимала драмы с элементами комедии о женщинах, которые запутывались в отношениях, работе и сексе. Ее фильмам постоянно не хватало стройности и внятного художественного языка. В «Анатомии падения» магистральная тема сохранилась, а режиссерский стиль эволюционировал — как будто ребенок из детсада экстерном прошел школу и поступил на первый курс какого-нибудь не самого престижного, но хорошего университета. 

Картина об успешной писательнице, попавшей на скамью подсудимых после загадочной смерти ее мужа, удерживает внимание на протяжении двух с половиной часов, хотя в ней мало что происходит. Величайшее достижение Жюстин Трие и актрисы Сандры Хюллер — двойственность главной героини: сопереживать ей или бояться? В этом окончательно не разобрался ее слабовидящий сын, не разберется и зритель. Существовать с таким необычным ощущением приходится каждую минуту хронометража и еще чуть-чуть после титров. 

2 место — «Мальчик и птица»

Долгожданное возвращение японского мэтра анимации Хаяо Миядзаки в полной мере оправдало любые ожидания. «Мальчик и птица» — наверное, одна из самых структурно сложных, витиеватых и сюрреалистичных работ режиссера, в которой его непотопляемая душа ребенка соседствует со взглядом на кино Дэвида Линча. 

Во главе угла в новом мультфильме стоит психотравма ребенка, переживающего гибель матери во время войны. Как и герои других аниме Миядзаки, мальчик Махито отказывается принимать болезненную правду, что в итоге трансформируется в самые причудливые формы — в иной мир с блуждающими душами, попугаями-фашистами и Создателем, намекающим на то, что реальность конечна. Великая сила слова и красок Миядзаки в том, что он подталкивает принимать эту реальность и заполнять ее добром. Важнейший месседж в уходящем году.

1 место — «Один маленький ночной секрет»

Драму, так и не попавшую в российский прокат в 2023 году, можно было увидеть на фестивале «Пример интонации» в Санкт-Петербурге. Написала и поставила «Один маленький ночной секрет» Наталия Мещанинова. В основе — тяжелейший личный опыт. Главная героиня, 14-летняя Мира, мечтает провести новогоднюю ночь в компании друзей. После небольшой истерики девочки мать и отчим отпускают ее на вечеринку, где она знакомится с парнем и влюбляется в него с первого взгляда. Но ночь проходит, и утром Мира оказывается в привычно страшных семейных буднях, скрывая один маленький ночной секрет.

Этот «секрет» в фильме — вовсе не таинство любви-вспышки. Он куда более длительный, рутинный и страшный — домашнее насилие. Картина Мещаниновой драматургически тоньше и чувственнее многих других лент об абьюзе в семье. Недаром главной реакцией зрителя становится смех сквозь слезы, к финалу трансформирующийся в звенящую тишину. Как ни стремись скрыть тот самый «маленький ночной секрет», он обязательно вскроется — быть может, о нем никто не узнает, но его последствия будут разрушать десятки, сотни, тысячи жизней.