В 2024 году рост цен на продукты в России продолжится

На модерации Отложенный

За «яичной гиперинфляцией» в России может последовать скачок цен ещё на ряд продуктов. В следующем году самый высокий рост стоимости ожидается в отношении риса, кофе, соков и шоколада. Насколько он оправдан и стоит ли запасаться товарами из черного списка ретейлеров?

Последние пару месяцев страна еженедельно следила за повышением цен на яйца и курицу. С ноября прошлого года по ноябрь текущего, по данным Росстата, охлаждённое и мороженое куриное мясо подорожало на 29 процентов, куриное яйцо – на 40 процентов. В декабре динамика не изменилась, и, как писал «Октагон», ожидать скорого улучшения ситуации не приходится, несмотря на разрешённый импорт продукции из Турции и Азербайджана.

Помимо курицы и яиц, за уходящий год подорожали почти все потребительские товары: сахар (на 11 процентов), морковь (на 12 процентов), баранина (на 17 процентов), яблоки (на 19 процентов), свежие помидоры (на 46 процентов), бананы (на 47 процентов).

Надежды на грядущий год нет: производители уже обещают подорожание ряда продуктов до 20 процентов.

Подъём цен на соки может достигнуть 16,1 процента, на кофе и какао-напитки (в частности, Nestle) – 15 процентов, на рис – 22 процентов, на шоколад – 7–14 процентов. Среди перечисленных позиций прогнозировалось увеличение стоимости шоколада. Редакция ещё в ноябре сообщала о том, что цены на него растут во всём мире из-за рекордной стоимости какао-бобов как на бирже в Лондоне, так и в Нью-Йорке. Сказались дефицит производства из-за негативных погодных условий и стремительное сокращение запасов.

Кофейные рекорды

Кофе так же, как какао и изготавливаемый из какао-бобов шоколад, дорожает на протяжении последних месяцев – в первую очередь из-за ситуации на мировом рынке. В прошлом году урожай зёрен пострадал (из-за засухи) в Бразилии – самой крупной стране – производителе кофе – и в Индонезии (из-за ливней). Во Вьетнаме на снижении объёмов производства отразилось решение многих фермеров переключиться на выращивание других агрокультур.

Спрос превысил предложение, оптовые цены взмыли вверх и уже к маю этого года достигли максимума почти за 12 лет, писал Bloomberg. Стоимость растворимого кофе на крупнейшем европейском рынке – в Германии – за год выросла на 20 процентов. В то же время заявлялось о снижении запасов кофе в Бразилии до 7 млн мешков при комфортном для рынка уровне в 9–12 млн мешков.

Если добавить к этому ослабление рубля, увеличение логистических затрат и стоимости упаковки, дальнейший подъём цен на продукцию в России кажется неизбежным.

Соки под санкциями

Стоимость соков также повышается. Рост наблюдается ежегодно, но с августа этого года он наиболее ощутимый – на 10–20 процентов. Связано это в первую очередь с ослаблением курса рубля. По сведениям открытой аналитики АО АК «Деловой профиль», до 70 процентов сырья (концентраты, фруктовые и ягодные пюре, мякоть и так далее) для производства соковой продукции завозится в Россию из-за рубежа. При этом 25 процентов составляют фрукты, которые у нас не растут.

Санкции повлияли и на снижение поставок апельсинового концентрата.

Но даже увеличение доли яблочного сока в отечественном производстве не способно изменить ситуацию со скачком цен на соковую продукцию, поскольку сами яблоки тоже подорожали.

Поднялись затраты на логистику и упаковку, а в следующем году ожидается повышение ставки экологического сбора на картонную упаковку – почти в 37 раз, рассказала Business FM директор по маркетингу и коммуникациям АО «Упаковочные системы» Елена Шуляк. По её убеждению, это приведёт к подорожанию упаковки в первый год на 15 процентов и до 30 процентов к 2027 году, что будет вложено в цену.

Запасы риса против Индии

Главный вопрос вызывает прогнозируемое подорожание риса более чем на 20 процентов. За ноябрь увеличение цен на него не превысило 1 процента, хотя в целом за год оно составило 10 процентов. В начале декабря «Российская газета» со ссылкой на заместителя генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка Ирину Глазунову заявляла о том, что в 2023 году производство риса в стране достигло рекордных объёмов.

По информации института, за 10 месяцев было выпущено 475 тыс. тонн риса – на 25 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период 2022 года. В октябре произведено более 70 тыс. тонн рисовой крупы, что стало самым высоким показателем с декабря 2010 года (тогда выработка составила 81 тыс. тонн).

Кроме того, 1 июля 2022 года в России был введён запрет на экспорт риса, который регулярно продлевался и действует до 31 декабря 2023 года. В конце ноября Минсельхоз выступил с предложением оставить запрет ещё на полгода – до конца июня 2024-го. По свидетельству Ирины Глазуновой, «насыщенность рынка отечественным рисом будет сохраняться на высоком уровне в течение всего сезона переработки 2023–2024 годов».

Запрет экспорта риса будет действовать до июня 2024 года.Запрет экспорта риса будет действовать до июня 2024 года. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Однако речь идёт в первую очередь о рисе короткозёрном и среднезёрном – в этом сегменте доля российского производства составляет 99 и 91,8 процента соответственно, по данным экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр». А объёмы длиннозёрного риса на отечественном рынке на 73,5 процента обеспечиваются импортом.

В мире цены на рис достигли 15-летнего рекорда. Произошло это из-за введения в июле запрета на экспорт длиннозёрного риса, кроме басмати, основным поставщиком – Индией – и сокращения его урожая в других государствах из-за влияния погодного явления Эль-Ниньо. Как сообщает Bloomberg, в 2024 году производители ожидают продолжения снижения объёмов производства риса, что отразится на ценах.

Коллапса не будет

В целом для России главная причина удорожания всех видов продуктов в начале 2024 года заключается в росте внутренних логистических издержек, комментирует «Октагону» кандидат политических наук Антон Чаблин.

– Проще говоря, продукты стало дороже везти из регионов в Москву (главный рынок сбыта) и складировать, – объясняет аналитик.

Участники ассоциации «Руспродсоюз» фиксируют постоянное увеличение тарифов на грузовые перевозки и недопоставку машин логистическими компаниями из-за дефицита тягачей и водителей, рассказывает заместитель председателя правления союза Дмитрий Леонов.

– Ставки по самым популярным направлениям повысились минимум на 35 процентов за год. В то же время машины с товаром зачастую стоят в очереди на разгрузку в некоторые распределительные центры торговых сетей от нескольких дней до недели, что приводит к дополнительной оплате поставщиком простаивающего транспорта и генерации односторонних штрафов за несвоевременную доставку продукции как от этой сети, так и от остальных, – делится эксперт.

При этом в течение последнего года производители находятся в тисках: с одной стороны – рост себестоимости, с другой – невозможность провести коррекцию, так как с торговыми сетями сложно оперативно согласовать объективные и документально подтверждённые изменения цен.

– Наценки торговых сетей с начала коронавирусного кризиса не снижались ни разу. Достаточно проанализировать данные Росстата, чтобы увидеть несопоставимость заработка предприятий пищевой промышленности и аграриев по сравнению с розничной торговлей. Всё это в итоге приводит к взрывному росту цен на полке, как мы сегодня видим на примере с яичной отраслью, – говорит Дмитрий Леонов.

Единственный выход – оперативная коррекция цен вслед за объективными реалиями, отмечает он:

– Это обеспечит наличие товара на полке и сделает рост минимальным. А когда возможно – позволит снизить цену товара, как сегодня происходит с гречневой крупой. Ведь ни один поставщик не заинтересован в необоснованном росте цены, так как это грозит ему потерей товарооборота.

В то же время, по мнению Антона Чаблина, в предвыборный год власти будут делать всё возможное, чтобы затормозить подъём цен на социально важные продукты питания.

– Коллапса, как был с яйцами осенью, Москва не может себе позволить повторить, – заключает он.


Анна Котолуп