В 1951 году 23 рабочих хлебозавода хотели судить за самосуд над своим директором. Сталин вмешался и решил иначе

На модерации Отложенный

В январе 1951 г. рабочие Ленинградского хлебокомбината чуть не совершили самосуд над директором предприятия — Семеном Аркадьевичем Прилучным. 

Милиция прибыла на место оперативно и предотвратила коллективную расправу. На суде при вынесении приговора рабочим присутствовал сам Сталин. Чем же всё закончилось?

SFERA – Pro Историю ... SFERA – Pro Историю ...

Разоблачение

В тот день рабочие тащили Прилучного к проходной, сопровождая свои действия криками «На ворота, на ворота его». Семен Аркадьевич, пытаясь освободиться и отчаянно зовя на помощь, разозлил людей еще больше. 

На каждый его вопль они ответили новыми ударами. В один момент он заметил, как его недоброжелатель закрепляет петлю на створе ворот, и его охватила истерика. Вовремя милиция вмешалась и предотвратила трагедию. 

Бедолагу отпустили. Всего было арестовано 23 человека, участвовавших в этом инциденте. Начались расследование и судебное разбирательство.

В ходе допросов начало выясняться, что директор из потерпевшего мог превратиться в обвиняемого. В результате завели два дела: одно — о попытке коллективного самосуда, второе — о мошенничестве в особо крупных размерах. Самое удивительное, что треть задержанных были женщинами.

Дело вызвало большой общественный резонанс и привлекло внимание первого секретаря ленинградского областного и городского комитетов ВКП(б) Андрианова Василия Михайловича. С Прилучным было всё понятно, но что делать с рабочими? 

С одной стороны, они проявили бдительность и помогли раскрыть серьезное преступление. Однако попытка самостоятельно наказать директора могла повлечь ответственность.

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал... SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Справедливость или беззаконие?

На внеочередном заседании обкома должны были принять окончательное решение. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы не удалось поставить в известность Сталина. Иосиф Виссарионович выразил желание лично присутствовать на заседании.

Андрианов представил общую характеристику произошедшего. После него выступал представитель следственной группы:

«Вы уверены, что рабочие хотели Прилучного именно повесить? Может, просто напугать?»

Вопрос прозвучал двусмысленно. С одной стороны, это могла быть попытка помочь рабочим. С другой стороны, утвердительный ответ доказал бы вину рабочих. 

Милиционер, участвовавший в спасении Прилучного, решил ответить утвердительно, дав понять, что рабочие не шутили. Сталин слушал. Андрианов трактовал это молчание как знак, что пора заканчивать.

«Рабочие, конечно, по своему правы, но самосуд недопустим и они должны за свое самоуправство понести заслуженное наказание», — сказал Андрианов.

SFERA – Pro Историю ... SFERA – Pro Историю ...

Воровство

Следствие установило, что директор долгое время занимался хищениями на своем хлебозаводе. Прилучный использовал рецепты блокадного хлеба для получения дополнительной выгоды. Он договорился с сотрудником завода, который смог изменить технологию выпечки таким образом, чтобы экономить на производстве. 

Новый рецепт позволял получать больше продукции с меньшими затратами. Избытки перераспределялись среди знакомых, а когда запасы стали слишком большими, они начали поставляться на «черный рынок» при помощи подставных лиц.

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал... SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Какой же вкус?

Никто даже не задумывался проверить качество самого хлеба, который выпекался на этом комбинате. 

Люди никогда не жаловались. Но причина была в том, что за время блокады жители забыли, каким на самом деле должен быть вкус хорошего хлеба. То, что они покупали, казалось им превосходным.

Однако были те, кто заметил, что вкус хлеба в разных партиях отличался. Это вызвало подозрения среди работников. 

К тому времени муки стало катастрофически не хватать, поэтому для увеличения объема и веса добавляли всё, что можно было найти съедобного. 

Заменители муки могли составлять почти половину объема хлеба. Рецептов приготовления было несколько.

Один из них: «Мука ржаная дефектная 45%, жмых 10%, соевая мука 5%, отруби 10%, целлюлоза 15%, обойная пыль 5%, солод 10%». Нашлись умельцы, которые не один год умудрялись за счет блокадных рецептов создавать излишки и продавать их на «черном рынке».

SFERA – Pro Историю ... SFERA – Pro Историю ...

Время истины

Рецепт блокадного хлеба был разработан в Центральной лаборатории. По нему в тесто добавляли остатки муки из мешков, обойную муку и растительные добавки. 

Тесто не поднималось, хлеб был похож на пластилин: снаружи корочка, а внутри непропеченный.

Рабочие заподозрили директора в позорной афере, организовали засаду и поймали технолога. 

Он признался в преступлении и обвинил начальство и подельников. Прилучного заманили на завод и началась драка, в результате которой возникла идея наказать его публично. Каждый из 23 задержанных утверждал, что идея была его.

Слово снова взял первый секретарь обкома Андрианов:

«Мда.., история некрасивая. Надо разбираться. Есть закон, товарищи. Если мы будем по каждому поводу устраивать самосуд, то это ударит по авторитету закона. Мы не можем этого допустить».
Андрианов покосился на Сталина:
— Предлагаю голосовать, кто...
— Не торопитесь голосовать. — Андрианов услышал голос Сталина, сразу замолчал. — Рабочие хороши... партизаны. Подпольщики. Большевистская школа. Мне это дело не кажется таким сложным. Директор Ленинградского хлебозавода Прилучный не вор. Он враг. Рабочие поступили с ним по законам военного времени. Использовать так рецепт блокадного хлеба мог только очень подлый человек, для которого в этой жизни нет ничего святого. Наши люди помнят блокаду и вкус блокадного хлеба долго не забудут. Прилучный воспользовался этим. Кто он после этого? Я лично между Прилучным и врагом военного времени большой разницы не вижу».

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал... SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Андрианову было неясно, как поступить с рабочими.

«Не переживайте, они, думаю, и так поняли, что погорячились. Надо было сообщить о подозрениях в органы, а не заниматься партизанщиной. Сейчас уже мирное время. На мирные рельсы надо переходить и людям. Не у всех получается. Нужно набраться терпения», — сказал Сталин.

Андрианову вождь поручил провести беседу с рабочими и отпустить их домой, так как их родные волнуются. Сталин отметил, что рабочие сделали работу за Андрианова, разоблачив директора хлебозавода. Вождь предложил также проверить, что происходит на других заводах и подчеркнул, что самосуды — это вина руководства, и ответственность необходимо нести всем. Если такого врага поймают снова, его обязательно повесят, и ответственность будет лежать на Андрианове.