Культурка кончилась, настало время культуры
На модерации
Отложенный
Культура – мусор. Битые горшки, обглоданные кости животных и пепелища, наслаиваемые друг на друга сотни тысяч лет. Об этом вам любой археолог расскажет. Максимум культуры, которая нужна народу, – это воскресная проповедь. Это вам расскажет любой Сальвадор Дали. А про все остальное расскажет Лотман, да кто его будет слушать.
Проблема в том, что понятие «культура» в миллионы раз шире того, что предстает в массовом сознании, но оно разбивается на такое количество мелких секторов, что уже и непонятно, что из этого культура, что антикультура, что из этого не-культура, а что сверхкультура. И что самое страшное – каждый считает себя специалистом в области культуры. И подает заявление на выплату своей доли.
Чтобы было понятно, как мы пришли к этому, достаточно вспомнить, что когда в стране еще были настоящие газеты, то самые ленивые и самые бездарные мечтали работать в отделе культуры. Ну и блатные – то есть пришедшие по блату. Потому что, казалось бы, жизнь сладка: тебя везде приглашают на халяву, а ты пишешь бессмысленные рецензии.
Собственно, ничего особо и не изменилось, кроме того, что из партийной культура сначала превратилась в субкультуру мешочников, а потом плавно переформатировалась в культуру фиги в кармане с потугами на глобализм. С глобализмом не вышло. Помните, у нас был «креативный класс»? Это они сами себя так называли, хотя было понятно, что это просто маскировочная сетка для «интеллектуального сопротивления» государству, причем на государственные же деньги. И все было бы ничего, только с креативом беда. Не было никакого креатива.
За 30 лет все эти люди, которые больше заботились о температуре своего латте, чем о развитии искусства и культуры, не создали ничего. Ну вот просто ничего, при этом пафосно объявляя любой свой fart произведением искусства. Они не придумали ничего уровня «Тетриса» и не осуществили ни одного прорыва, аналогичного мировому успеху группы «Тату», хоть и по новым законам их клип, стыренный из фильма Fuckin Amal, будет засчитан как педерастический выпад. Зато песни их до сих пор гоняют на европейских дискотеках. А чего достигли вы?
Ничего – нарисовали парочку логотипов (тоже, впрочем, стыренных), поставили парочку спектаклей в «Гоголь-центре», выдавая это за новое слово в русском театре, дождались смерти Балабанова, чтобы не отсвечивал и не мешал новым режиссеркам называть себя гениальными. Ну и, конечно, мощнейший прорыв в области современного искусства – получить срок за то, что ходишь и везде на стенках рисуешь вагину в знак поддержки прав девушек и женщин. Потом перешли на ценники в магазинах.
Всех до сих пор колбасит по поводу кучи навоза у ТЭЦ в центре столицы – и это тоже финальные спазмы креативного класса с лицом Миши Зыгаря или Марины Давыдовой. Про Кирилла Серебренникова мы уже и не говорим. И если вы забыли – смешной прикол «Хй в плену у ФСБ» на Литейном мосту в 2010 году был номинирован Калининградским филиалом Государственного центра современного искусства на премию министерства культуры Российской Федерации в IV всероссийском конкурсе в области современного искусства «Инновация». И что самое интересное – победил. Кстати, они же говорят, что у нас теперь диктатура, так нельзя ли в рамках этой самой диктатуры, прости господи, весь филиал калининградский по сумме заслуг теперь закопать где-нибудь на Колыме по решению тройки? Ретроспективно. Если Харви Вайнштейна можно, то почему этих-то нельзя? Верзилову денег дали? Дали. Верзилов воюет в ВСУ? Воюет. Значит вы поддержали ВСУ. Поехали на Колыму.
Вот это тот уровень культуры, который пытались нам навязать люди типа Пети Верзилова, который теперь – так логично – воюет против русни на стороне украинцев, а баба его Надя ворует благотворительные деньги, чтобы передать их ВСУ. Логично? Логично. Собственно, вот в этом и есть квинтэссенция местного «креативного класса». Спасибо всем этим людям – они сделали жизнь в этой стране реально невыносимой для человека со вкусом.
Не Путин, заметьте, это сделал, не Мишустин и даже не Захар Прилепин. Нет – вот этот «креативный класс», который как один вдруг оказался коллективным навальнистом, а после 24 февраля коллективным пацифистом, а после 7 октября коллективным милитаристом и расистом. Трансляторы карго-культа оказались мелкими насекомыми различных пород. Грустно, девушки.
Мы далеки уже от марксизма-ленинизма, но некоторые еще помнят, что Гегель был тоже не дурак. И поэтому мы вполне можем оценить влияние на культуру того факта, что Россия не так давно вступила в фазу безудержного потребления. И самое обидное для марксистов-ленинцев, что за это невозможно никого винить – никогда еще обычные люди в России не жили так сыто, как в последние годы. Ну может уже наконец после всего этого – от революции 1905 года до ельцинских реформ – русский человек иметь сосиски на выбор и телевизор в полстены, хотя бы и в кредит?
И нормальную одежду? И не протекающую удобную обувь?
Кто может кинуть камень в человека, который шел по пустыне и теперь наконец по уши окунул лицо в колодец? Другое дело, что безудержное потребление всегда сопровождается деградацией высокой культуры и восхождением на царство культуры низкой и доступной. Причем культуры в том самом смысле, который вкладывают в это понятие археологи – см. «культурный слой» – с золой от печи, битыми черепушками, окаменелым навозом домашних животных и «певцом» Моргенштерном.
Вписываясь в глобальную структуру потребления, рано или поздно ты встраиваешь все остальные части культур в ту же самую структуру, где все слушают только то, что ему подсовывает коллективный Spotify, а интеллектуалы думают, что они на острие культуры – только потому, что им в «Гараж» привезли очередное пластмассовое говно. Пардон за слово «Гараж».
Но русский человек не был бы русским, если бы не думал еще о чем-то, например, о судьбах мира, и не сбросил бы морок метакультурного пузыря. Числа эдак 24 февраля.
Ну не может русский человек сидеть и тупо жевать сосиску, испытывая счастье от наличия Levi’s на заднице. Про это – вся великая русская культура прошлого. Она рвет сердце, но она не дает ожиреть мозгам. И поэтому побежали наши насекомые от культурки куда подальше с проклятиями и пожеланиями сдохнуть всему этому народу. Им вполне хватало сосиски и государственных грантов. Заодно и определились, где у кого была припасена родинка. Отлично.
Но встает вопрос – что дальше? Есть вариант сидеть на скамейке ровно и продолжать заунывно копировать антивокал Билли Айлиш и транслировать по радио «Монте-Карло» музыку уже не потенциального, а вполне натурального противника – в чем нет ничего особо плохого, но как-то странно. Можно всеми правдами и неправдами издавать для подростков педерастические книжки и делать круглые глаза – «а что такова?» В конце концов, можно нарисовать еще парочку вагин на стене и считать себя активисткой, хотя мужиков за такое почему-то судят по хулиганству 20.1 КоАП РФ.
Но это уже всё – вчерашний день, огрызки прошлой жизни. Февраль 2022-го все обнулил. Оказалось, что жизнь не состоит из жорева, кирева, ширева и порева. Что есть и Божий суд, наперсники разврата, далее по тексту. Нет, это не рэп.
На то, что пробивается через тридцатилетние слои бетона – робкое и пугливое, – либералы, как помойные псы, кидаются стаями. Они не выносят ничего, что не по методичке. Они до сих пор убеждены, что если люди не восхищаются прибитыми к Красной площади тестикулами или рубкой икон как художественным жестом, то это не население, а быдло, и что еще хуже, скорее всего – путинский электорат. Для них это самое кошмарное – что приходится жить в такой стране, населенной такими страшными людьми. Слава богу, для многих все это в прошлом. Теперь они могут гельманизировать в Черногории и до сих пор чувствовать себя «деятелями искусства». Но стране уже наплевать. Холодное презрение. И как результат – скорое и полное забвение. Чай, не Набоковы.
Я смотрю на то, что делают молодые художники. Первый положительный тренд – с самого начала СВО они не купились на антирусскую истерику, даже если и были обескуражены новыми обстоятельствами. Это пусть тамошние рисуют марочки про русский военный корабль. Художник существо нервное и тонкое – его легко расстроить и сбить с толку. Я вижу, что многие ушли в себя и пытаются понять сами, каково место русского человека в предлагаемых обстоятельствах. И совершают первые подходы к христианству, например, возникли проекты «Русский стиль» и «После иконы». Сами возникли, в отличие от всяких коллективных зыгарей, без государственных миллионов.
Многие погружаются в визуальную литературу, создают миры. Цифровым художникам всегда было легче – они люди мира, поэтому особо и не поймешь, сидит москвич в Ереване у монитора потому, что удобно, или потому, что испугался мобилизации. Но к чести наших дигитальных авторов, они хоть не вписываются в заукраинство.
Но вот, что любопытно: погрузившись в рамках проекта «Арт-проп.рф» в запасники наших музеев, мы открыли для себя, как в эпохи великих перемен выдающиеся русские художники вставали за свою страну: Билибин, Клуцис, Моор, Дени, Малевич…, кто только не. И на них последние 30 лет вешали ярлык «советская пропаганда» и боялись даже вытаскивать из пыльных хранилищ. А ведь это крутейший пример того, как надо поступать художнику. А мы пока думаем про нынешних – «не вякнул ничего дурного про русского солдата, уже хорошо, спасибо огромное». Но это же фальшивая ситуация. Пора создавать центр визуальной пропаганды. Ведь «пропаганда» – ругательное слово только в устах коллективного «Дождя» и прочих отщепенцев. Не до эскапизма, если честно. За окном и даже за диваном – совершенно иное время, даже если вы пока не поняли. Шанс для художника любого жанра – вплоть до лаковой миниатюры и поэзии с терриконами и дронами – сделать реально выдающееся, то, что повлияет не только на сегодня, но и на завтра.
Комментарии
"Поиск" закончился?
За Русь!, одно радует! Обещали что "культурки" больше не будет!
Укротитель моржей, Привет!😀✊
Есть хороший анекдот.
Жена приготовила настоящие пельмени. Хорошее мясо, и все такое. Муж поел и сказал:
- Ты в этом магазине пельмени больше не покупай.
Допустим, появится то, что мы считаем настоящей культурой. А смогут это понять те, кто долгие годы потреблял культуру уровня магазинных пельменей? Если будет написан "Тихий Дон", найдутся ли для него читатели? Или зрители для "Баллады о солдате"?
Любовь, не думаю что сейчас в россии снимут " Балладу о солдате" .
Скорее уж " Триумф воли" и "Вечный жид". Тем более на второй любителей полно, один уже и здесь в комментах отметился
Любовь, думаю, если из культуры почистят вот тех, "вечных", то и "Баллада о солдате" пойдёт и "Тихий Дон " снова будет в чести!
Укротитель моржей, А я думаю, что культура высокого уровня уже есть. Но ее некому пропагандировать.
Любовь, согласен! Её откровенно затирают "вечные"! Пример - Пушкинский, из которого одесская мразь устроила вертеп! Слава богу её не просто сняли, но и отдали под следствие! Кстати, так же история в Третьяковке!
Любовь, ... ситуация после 17-го была значительно хуже. Но справились довольно быстро
Любовь, ... в это можно только верить. Пока ничего не видно, не слышно. Разрыв поколений - страшнейшая вещь. Теряется опыт, "школы", навыки, знания, все.
igor igor, Ситуация не была хуже. Наоборот, после 17 к культуре начали приобщать те слои населения, которые до 17 доступа к ней не имели. У меня есть книга "Анна Каренина", 1919 года издания. Уже изданная с советской орфографией. Без Ъ. По радио крутили классическую музыку. в советских школах вводили классическое образование, которое доступно было и "кухаркиным детям".
Любовь, ... "хуже", т.е. неизмеримо сложнее. Миллионы неграмотных, дремучих, с многовековыми предрассудками. Для которых "культура" - поход в церковь по праздникам.
igor igor, Но весь народ впитывал в себя культуру. Сейчас же идет отторжение культуры, вот где проблема.
Любовь, ... это верно.
igor igor, Прошу вас обратить внимание на мою статью. Ее не поставили в главную ленту
https://newsland.com/post/7736001-radi-schastya-rodiny
Историю глючит. В1956 Никита таким же педерастическим мемом отозвался о творчестве талантливой, но увы , не удобной власти молодежи. Они в "пласту" истории культуры - самородки , а Никита -окаменелое говно. Этим комментом я ничуть не пытаюсь предсказывать субстанциональную сущность автора в которую возможно когда либо придется вляпаться будущим археологам . .
алексаша александров, Там среди этих "самородков" было столь много именно говна, что балбес Никита оказался некоторым образом прав . Ведь многие из них, подражая западным импрессионистам, просто малевали, не умея элементарно рисовать! И на Мане с Дали явно не тянули..
алексаша александров, А не эти ли самые,о которых Никита отозвался педерастическим мемом,всплыли в 90-е,и поддержали нынешних,тогда ещё младо-реформаторов,и превратили культуру в культурку?...Да тот же Михалков,разве он не из них,разве он не принимал в этом бедламе активное участие?...Вот что фундаментального в российском кино,он создал для эти годы?...Да абсолютно ничего...Он все эти годы лгал и приспосабливался,и продолжает это делать...Нет,до новой,настоящей культуры,нам ещё "как до луны раком",пока не произойдёт радикальная смена элит,ничего толкового не народится...
Как интересно и хитро интерпретирует автор статьи и естественно содравший этот "шедевр"Skeptik, понятие культуры! У каждого субъекта культура-понятие сугубо субъективно- его понятие! Культура пролетариев отрицает культуру буржуазную, культура путинистов отрицает культуру западную. Вместе с тем и отрицается культура ВООБЩЕ, как что то ценное и гуманное. У путинизма культура то-что является преданностью к вождю.
Хорошая статья. Умная.
Ну и естественно представителей от либерастов - колбасит.
Теоретически колбасит. Свои яйца, в знак протеста, к брусчатке прибивать они не станут. Потому что - больно...
Это типа на гонорар?
Мне тоже не до эскапизма, у меня нарратив случился.
Пока нашей культурлй заправляют Любимова в её маечке с К*,чего мы хотим?
ОЙ, "художники народ тонкий и трепетный", особенно если смешает коньяк и шампанское, да закумарит. И начинает трепетать... А потом рассказывает "я это так вижу!" Напомню из классики 6 "А скажите мне Киса, вы рисовать умеете? Нет. Вот и я нет! ... Но мы же художники, Киса!"
+100 ! Неужели просыпается Здравый смысл
Краткое содержание:
"Культурка кончилась, настало время культуры…Пора создавать центр визуальной пропаганды."
Мальцев - молодец. Надо дать ему культурой порулить. Он знает, как ее озадачить и направить.
Хотя, ему уже за 60, пенсионер. Полжизни при социализме провел. Поэтому и знает.