Полная и окончательная амортизация

Михаил Леонтьев пишет:

Утонул теплоход «Булгария» с людьми. Не потерпел крушение, а просто, булькнув, ушел утюгом под воду. То есть завершил естественный процесс полной амортизации.

Все эти падающие самолеты, тонущие суда и горящие «хромые лошади» связывает нечто общее, и дело здесь не в физическом старении, в пресловутом исчерпании советского технологического ресурса, хотя и это тоже верно. 55-й год постройки — отнюдь не приговор судну. Если только вы осуществляете текущие капитальные ремонты согласно существующим регламентам.

Поэтому так предельно глупо выглядят административные реакции — запретить плавание судов типа «Булгарии» или полеты самолетов Ан-24. Ан-24 — вообще самый надежный самолет в мире, правда, при условии грамотного техобслуживания. И опять же дело здесь не в нарушениях регламентов только. Это вообще проблема не техническая, а социальная.

В результате катастрофы, лишившей нас бывшего не слишком здорового государства и не слишком здоровой социальной системы, мы освоили модель запредельно чудовищную, построенную на максимальной предельной ликвидности: выжать денег здесь и сейчас и из того, что попалось под руку.

Основной и практически единственной причиной выбытия тех или иных мощностей, плавающих, летающих и ползающих средств является их физическая смерть. С людьми или без — это как карта ляжет.

Это модель, в которой никак нельзя дождаться следующей итерации, второго передела, чтобы как-то расхитить доход, поскольку на первой итерации расхищаются расходы — авансы и кредиты. Эти люди всегда «последний день гуляют», и каждый следующий день «гулянья» — это gift — подарок изменчивой судьбы. Это воровская экономика по сути, по своей доминирующей мотивации.

Ничего иного естественным инерционным путем из этого постсоветского материала выстроить было невозможно. Поскольку основным политэкономическим смыслом постсоветской эволюции и была легализация и легитимация воровства.

Кстати, довольно смешно смотреть, когда люди, стоявшие у истоков этой эволюции, ее запускавшие и обслуживавшие, теперь требуют демократии и поносят коррупцию.