Продать Кавказ

Будущее – это тщательно обезвреженное настоящее.
А. и Б. Стругацкие. «Гадкие лебели»

Есть такой старый-старый анекдот про громилу, который предлагает одинокому прохожему купить у него кирпич1. Я предлагаю руководству России превратить нужду в добродетель и изрядно подзаработать на сохранении территориальной целостности державы.

Рассуждения о неминуемом отделении Северного Кавказа в последние полгода приняли такой же навязчивый характер, как и ритуальные предрекания России «арабской» революции.

О пользе или вреде такого отделения «патриоты» разных мастей яростно спорят2. Но уже понятно, что «идея овладела массами». Будет в России смутное время – Кавказ отделится в ходе национально-освободительной революции. Восторжествует в России революционный популизм – его оседлают русские националисты и не мытьем, так катаньем «отрежут» обременительный Кавказ.

Но с другой стороны, Запад ни за что 3 не допустит появления «прикаспийской Газы» - «Имарата Кавказ», или как еще будет назваться федерация исламистских государств на Северном Кавказе.

Урок отбитого у СССР, а затем брошенного на произвол судьбы Афганистана явно хорошо усвоен. Чтобы предохранить горские республики от революционной исламизации, нужны действия, явно непосильные и нынешнему, и любому будущему федеральному центру.

Первое. Появление сильной светской, правозащитно-демократической антикоррупционной оппозиции – приблизительно того, чем был Народный фронт во Франции 1935-37 годов, итальянские коммунисты и западногерманские социал-демократы в 50-60-е годы. Такой оппозиции нужны не только гарантии от полицейских гонений, но и возможность регулярно одерживать пусть и частичные победы, без которых оппозиция быстро вырождается в воинствующую секту. Должна быть сломлена система, при которой правящий консервативный истеблишмент делает все, чтобы его противником было только вооруженное подполье, и этим легитимирует свою предельно неэффективную и коррумпированную до мозга костей власть.

Второе. Задачей является обеспечение молодежи, особенно молодых мужчин, неплохо оплачиваемой и престижной работой, не находящейся в коррупциогенной зоне, связанной с техникой, ориентированной на связь с Россией и находящейся в данной республике4. Поэтому самые масштабные туристические проекты интегративную задачу не решат. Нужно развертывание высокотехнологического и при этом экологичного производства, но не предприятий гигантских масштабов.



Поэтому я предлагаю федеральному центру негласно шантажировать мир, особенно США, Китай и аравийские династии, возможным полным уходом с Северного Кавказа. Тогда потенциальные спонсоры проведут международную конференцию, разработают планы реформ. Запад возьмет под защиту светскую демократическую оппозицию, привлечет инвестиции.

Такой вот мини-план Маршалла для Северного Кавказа. Конечно, это ограничит суверенитет федерального центра. Но, во-первых, он и так по большей части носит формальный характер, а во-вторых, лучше 40-50% реального влияния, чем иллюзорные 99,999%. Так, например, в президентство Масхадова Москва реально контролировала 1/3 чеченской политической жизни (ее агентом влияния был Басаев – бенефициар плана Березовского) и могла – в условиях мирного развития – существенно увеличить эту долю. Теперь же, в кадыровской Чечне, доля влияния Кремля хорошо если 1/3%.

Просто все надо начинать вовремя. В России не только реформы, но даже революции опаздывали на десятилетия5. Так, что следующему президенту пора уже сейчас прорабатывать схемы сдачи Северного Кавказа в «доверительное управление».

1 Размер сделки меняется от эпохи к эпохе – первоначально был трюльник, затем чирик, стольник и т.д.

2 Жарче идут только дискуссии между «либералами» - о том, во сколько миллионов раз Медведев, посадивший Ходорковского на 14 лет, демократичней Путина, посадившего его на 8 лет; да «демократами» - о том, что надлежит делать с употребленным на подтирку избирательным бюллетенем: унести с собой, а затем отсканировать и вывесить в Интернет, или расправить и запихнуть – на страх узурпаторам народных прав – в голосовательную урну.

3 В понятие «любая цена» очевидно войдет поддержка твердого авторитарного диктатора – «просвещенного» имперца. Западная поддержка Путина в 2002-2007 годах тому пример.

4 11 декабря 2010 года и тем более события в Сагре показали, что планировавшийся год назад массовый оргнабор кавказцев в центральную Россию вызовет взрыв ксенофобии.

5 И отмена крепостного права, и переход России к ограниченной конституционной монархии произошли каждое на полвека позже назревшей исторической необходимости. Между тем, если бы в середине XIX века разделом Османской империи - «больного человека Европы» - занялась не склеротическая николаевская коссия, а Россия динамичная пореформенная (допустим, Константиновская), то к Петербургской империи отошли бы и Восточные Балканы, и Восточное Средиземноморье.