Опрос ребром

На модерации Отложенный

                         

                                Коллаж Андрея Дорофеева / АиФ

На прошлой неделе глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин объявил о намерении проводить в новых регионах соцопросы: довольно ли население положением дел в ЖКХ. Ведомство хочет «получать обратную связь, которая позволит более адресно выстраивать работу», — пояснил министр.

Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:

Новость примечательная, если учесть, что социология в последние годы у нас не пользуется повышенным вниманием. Социологов не видно на телевидении, на ток-шоу их не приглашают.

«Буржуазная наука»

Такое ощущение, что порой и для экспертизы законопроектов социологов тоже не зовут. И потому среди принятых документов есть вызывающие, мягко говоря, вопросы, а то и насмешки населения. Как, например, закон о сборе валежника. Есть нелепицы в законодательстве, касающемся автомобилистов. А в последние месяцы большой шум вызвала дискуссия об абортах. Казалось бы, вот уж где точно было бы полезно выслушать мнение социологов. Но авторы законопроекта, возможно, не считают это мнение достаточно компетентным. А может, и вовсе, как в советские времена, считают социологию чуждой нам «буржуазной наукой».

А ведь в 1990-х — начале 2000-х социологи не сходили с экранов ТВ. Тогда страна находилась в поиске новых путей развития. И что об этих путях думает население, было интересно и простым людям, и власти. Социология стала модной. Отчасти этот интерес сохраняется и сегодня. Социологические дисциплины сегодня преподают в 143 российских вузах, конкурс при поступлении там — более 10 человек на место. Ежегодно с дипломами социологов в жизнь выходят 4 тыс. студентов.

Лукавые ответы

По случаю Дня социолога ВЦИОМ провёл недавно «опрос об опросах».

Нужны ли они самим россиянам, доверяют ли их результатам? Большинство (90%) считают, что опросы «безусловно нужны» или «скорее нужны». Лишь 7% думают, что без них можно обойтись.

С доверием дело сложнее. Индекс доверия социологам по пятибалльной шкале — 3,6. Можно сказать, на троечку с плюсом. Люди не скрывают, что при ответах на вопросы они сами нередко отвечают неискренне. Говоря по-простому, привирают. Более откровенно высказываются жители больших городов, где выше процент образованного населения. А вот в малых городах и в сельской местности правду-матку многие предпочитают держать при себе. Похоже, опасаются, что при нынешних технологических возможностях местные власти вычислят и накажут слишком смелых на язык.

Удобный инструмент

73% опрошенных ВЦИОМ заявили, что результаты опросов в той или иной мере отражают действительные мнения граждан. 22% в правдивости социологических данных сомневаются. 53% склонны полагать, что результаты опросов общественного мнения «часто фабрикуются и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определённому поведению». Особенно когда речь идёт об опросах в преддверии выборов.

На Западе действительно предвыборные опросы часто делаются на заказ и на средства противоборствующих партий. И потому результаты их часто оказываются недостоверными. Так было, например, на президентских выборах в США в 2016 году. Социологи тогда дружно предсказывали победу Хиллари Клинтон, а победу одержал Дональд Трамп.

* * *

Чем удивляют соцопросы последних лет? Несмотря на сложную экономическую ситуацию, рост цен и прочие неурядицы, народные оценки политических партий и их лидеров практически не меняются. И если беспрецедентная консолидация российского общества вокруг «крымского вопроса» или СВО вполне объяснима, то преобладание всеобщего «одобрямс» при обсуждении сложных внутренних проблем страны, повседневной жизни народа вселяют тревогу. Не возвращаемся ли мы к тем временам, про которые, шутя, пелось в известной песне группы «Сектор Газа»: «Мы Америку догоним — сомневаться нечего. Если партия сказала — дело обеспечено»?