За что Ленин посадил на пароход всю интеллигенцию и выслал их из Советского Союза

На модерации Отложенный

  «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». Говоря о «Философском пароходе» 1922 года, первым предложением можно было бы и закончить. Ведь этим определением со свойственной ему лапидарностью и экспрессией сам Лев Давидович Троцкий расставил все точки над «i» в вопросе – а за что, собственно, вытолкнула в эмиграцию советская власть две сотни деятелей науки и культуры. Но обо всем по порядку.

В. И. ЛенинВ. И. Ленин

Во-первых, автором идеи высылки был вовсе не «демон революции», а сам Владимир Ильич Ленин. Эту мысль он высказывал весной 1922 года неоднократно:

• февраль 1922 – Ленин пишет письмо соратникам Каменеву и Сталину с требованием примерно наказать преподавателей МВТУ, которые посмели протестовать против действий новой власти в области высшего образования. «…уволить 20—40 профессоров обязательно... Обдумать, подготовить и ударить сильно», - предлагает «дедушка Ленин»;

• март 1922 – выходит статья В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма», из которой становится ясно, что ничего хорошего «буржуазных философов» в РСФСР не ждет. Из этой же статьи видно, что именно не устраивало Ленина в деятельности последних. Очевидно, что он не мог смириться с самой возможностью идеологического плюрализма, сиречь мирного сосуществования коммунистической философии и любой иной. А уж к «религиозникам» [многие будущие жертвы были религиозными философами] и «боженьке» [всегда именно так, с маленькой буквы] Ленин такую неприязнь испытывал, что кушать не мог;

• май 1922 – Ленин выступает с гуманной [без шуток] инициативой о замене смертной казни для активных антисоветчиков высылкой за границу;

• в том же мае 1922 Ленин уже прямо ставит задачу «железному Феликсу» Дзержинскому «…изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу» тех, кого он называет в своем письме «контрреволюционерами и пособниками Антанты» [речь идет об авторском коллективе и редакции журнала «Экономист»]. В пылу азарта глава Совнаркома даже упускает из виду, что Антанта уже два года как распущена в связи с образованием Лиги Наций.

Пассажиры «философского парохода» © Архивное фото Пассажиры «философского парохода» © Архивное фото

Сказано – сделано. Летом 1922 года органы ГПУ работают над списками интеллигенции, подлежащей высылке. Списки постоянно корректируются – за кого-то ходатайствуют уважаемые люди, кого-то не удается «изловить», как изящно выражался Ильич. Тем не менее, 31 августа 1922 специальная комиссия по высылке под председательством самого Дзержинского окончательно утверждает списки. Высылки в результате вмешательства «сильных мира сего» избежали 28 представителей интеллигенции двух столиц, и практически весь состав украинского списка.

Мотивировка касательно последних заслуживает упоминания – украинское Политбюро считало, что высылка ученых «укрепит украинское националистическое движение».

В этот же день население РСФСР из сообщения «Правды» узнает о том, что за границу высылаются наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессуры, врачей, агрономов, литераторов,
а также что крупных научных имен, в утешение населению, среди высылаемых почти нет. Первые высылки прошли водным путем из Одессы в Константинополь [ныне Стамбул], но их можно еще считать «точечными». Сравнительно массовой была следующая отправка вынужденных эмигрантов сухим путем – на поездах из Москвы в Ригу и Берлин.

Пароход «Oberbürgermeister Haken» © Архивное фото Пароход «Oberbürgermeister Haken» © Архивное фото

Но, все же, говоря о «Философском пароходе», мы имеем в виду знаменитые рейсы 29 сентября и 16 ноября 1922 года специально зафрахтованных немецких судов из Петрограда в Штеттин [ныне Щецин]. На них отправились в вынужденное изгнание 124 человека. Все пассажиры этих рейсов дали подписку о невозвращении в Советскую Россию под страхом смертной казни. Среди «отсутствующих в списках высылаемых крупных имен» встречаем таких ученых, как: Николай Лосский (философ, религиозный мыслитель; Николай Бердяев (философ, социолог); Семен Франк (философ, религиозный мыслитель); Нестор Котляревский (академик, первый директор Пушкинского Дома); Иван Ильин (философ, писатель (по некоторым сведениям, любимый автор В.В. Путина) и другие.


По свидетельству философа Федора Степуна, высылаемым разрешалось взять с собой минимальное количество личных вещей и до 20 долларов наличных денег. Вывоз золотых изделий, в том числе и нательных крестов, был запрещен, исключение делалось лишь для обручальных колец. Операция по высылке деятелей интеллигенции продолжалась до января 1923 года. Лишь тогда Ленин сотоварищи смогли вздохнуть спокойно – опасность, грозившая Советской Республике от философов и прочих ученых-гуманитариев, была окончательно устранена.

Справедливость требует, тем не менее, признать – есть небезосновательное мнение, что, высылая на «философских пароходах» антисоветскую интеллигенцию, большевики лишь следовали примеру демократичнейших США. Дело в том, что за три года до рейсов «Обербюргермайстера Хакена» и «Пройссена» на запад, в противоположном направлении – на восток из Нью-Йорка проследовал «Red Ark» [«Красный ковчег»]. Так принято называть рейс парохода «Buford», на котором в декабре 1919 года в Советскую Россию транзитом через Финляндию американские власти выслали в РСФСР две с половиной сотни мужчин и женщин, заподозренных в принадлежности к коммунистам и анархистам. И да, на фоне залитых водой трюмов грузового «Буфорда», где содержались несчастные, «наши» изгнанники покидали Родину в относительном комфорте.