Экономика России тормозит. Минфин винит в дефиците бюджета губернаторов. Скандал вокруг «Почты России» продолжается. Пенсионерам опять сулят «две пенсии». Олигархи продолжают богатеть. С миллиардеров санкции снимают. Сдачу квартир посуточно практически запретят.
1.
Рейтинговое агентство АКРА, созданное несколько лет назад по инициативе Центробанка, выдало на гора свой прогноз относительно перспектив экономики России. По мнению агентства, восстановление объемов ВВП в этом году было временным и скоро страну ждет замедление темпов роста ВВП более чем вдвое. В АКРА считают, что в будущем году ВВП России вырастет максимум на 0,5-1,3%. С учетом, что значимую долю ВВП формируют доходы от продажи сырья, это означает, что рост экономики находится в пределах статистической погрешности и при падении цен на сырье может вообще смениться снижением.
Жесткий прогноз АКРА пессимистичнее самого консервативного сценария из числа тех, что ранее опубликовало министерство экономического развития. По оценке АКРА, российская экономика при всем желании не сможет сделать больше из-за недостатка производственных мощностей и трудовых ресурсов.
Зато бюджет России на будущий год принят и подписан президентом страны. По части сбора средств в него есть успехи. В частности, руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин доложил о пресечении вывода в теневой сектор 320 млрд. рублей. По его оценке, 90% финансовых институтов в стране законопослушны.
Но и законопослушные претендуют на кусочек казенных денег. На встрече ВладимираПутина с участниками Конгресса молодых ученых президента попросили финансово поддержать один из научных проектов. Президент ответил, что деньги будет найти непросто и что министр финансов Антон Силуанов, если услышит об этом, «будет плакать».
Но президент ошибся. «Заплакал» в эти дни не министр финансов, а один из «капитанов» российской экономики, глава «Роснефти» Игорь Сечин. Сечин заявил, что и в без того сложных условиях для сырьевиков, минфин постоянно меняет параметры их налогообложения. Плюс к этому – высокая ключевая ставка Банка России и (цитирую) «так и не сформированы надежные маршруты исполнения трансграничных платежей в различных валютах».
В общем, по части бюджетных денег и налогов еще неизвестно, кто больше плачет.
2.
Но это все цветочки на фоне примера, который дала Беларусь. Палата представителей Беларуси решила ввести в стране прогрессивную шкалу налогообложения вместо плоской, как в России. Самые богатые граждане и самые богатые компании будут отдавать теперь казне 25% своих доходов и прибыли. И не сложно предположить, что скоро, кивая на белорусский пример, об этом заговорят некоторые политики в России.
Министерство финансов, обвиненное Сечиным в прессинге на сырьевиков, в свою очередь тоже ищет, кого обвинить – но уже в дефиците бюджета. С подачи минфина, как сообщает «Коммерсант», «правительство намерено прямо возложить ответственность за бюджетный дефицит на некоторых губернаторов», а конкретно – числом восемь.
Речь идет о главах четырех республик – Чечни, Ингушетии, Дагестана и Тувы – и о главах «новых территорий» – Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. В частности, Ингушетия получает от федерального центра 14,4 млрд. рублей, Тува – 20,5 млрд. рублей, Чечня – 43 млрд. рублей, Дагестан – 86 млрд. рублей.
По мнению минфина, эти восемь руководителей «должны будут взять на себя обязательства по снижению разрыва между региональными доходами и расходами и добиваться их выполнения» или же – отказаться от дотаций из федерального центра. Такие специальные обязательства губернаторы получающих субсидии регионов должны подписать до 18 декабря. Впрочем, как добавляет «Коммерсант», «эксперты не уверены, что таких «тяжеловесов», как главы Чечни и Дагестана, легко заставить выполнять эти требования». Как сыронизировала по этому поводу экономист Наталья Зубаревич, подписать-то можно что угодно, но финальные решения принимает не совсем минфин.
3.
Тему эквилибристики с финансовыми цифрами хорошо иллюстрирует продолжающаяся история с «Почтой России».
Я упомянул об этом в прошлом выпуске программы «1001 секунда об экономике», но это оказался еще не финал. Посему напомним краткое содержание предыдущих серий. Сентябрь: председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко говорит о гигантской дыре в бюджете «Почты России» и призывает вмешаться даже правоохранительные органы. Ноябрь: «Почта России» публикует отчет, из которого следует, что благодаря принятым мерам убытки в этом году снизились в 8 раз и по итогам 9 месяцев года составляют 2,56 млрд. рублей. На фоне Ингушетии или Дагестана – не самая ужасная «финансовая дыра». Опять ноябрь: журнал Forbes публикует список самых убыточных компаний страны, и «Почта России» занимает в нем не самое страшное 10-е место. Дальше: «Почта России» сообщает, что повышает оклады 115 тыс. своих сотрудников. Напомню, что раньше почту упрекали в нищенских окладах, из-за которых никто не хочет работать. И финальный аккорд: Федеральное казначейство завершило аудит «Почты России», по итогам которого размер негативного влияния на финансовые показатели корпорации оценен в 24,5 млрд. рублей. В перечне этого самого «влияния» – необоснованные (читай – блатные) закупки и увеличение зарплат руководителей «Почты России» на 13%, а дочерних структур – на 186%. Депутат Госдумы Александр Хинштейн назвал необоснованные затраты почтового ведомства «хамством». Впору вернуться к самому началу и вспомнить, как г-жа Матвиенко призывала вмешаться правоохранителей. Получается, она была права?
Единственный вопрос: а с кем должны встречаться правоохранители? Нынешний генеральный директор «Почты России» Михаил Волков принял дела только год назад, когда корпорация уже была доведена до финансовой ручки. Предыдущий генеральный директор Максим Акимов, возглавлявший «Почту Росси» с начала 2020 до конца 2022 года, по слухам, обзавелся паспортом Израиля и исчез с горизонта – в интернете его бурно ищут, но не нашли. А еще один предыдущий руководитель, Николай Подгузов, давно пояснил особо настырным, что квартиру стоимостью 1 млрд. рублей купил за счет ипотеки, а не то, что вы подумали. Тогда СМИ подсчитали, что ему бы понадобилось 120 лет полностью отдавать свою зарплату, чтобы погасить такую ипотеку хотя бы без процентов, но, может быть, это была льготная ипотека?
В общем, если по призыву Матвиенко правоохранительные органы и вмешаются, то они долго будут искать, с кем бы поговорить по душам о миллиардах, потерянных на «Почте России». Прямо по классике: «Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы нашей столицы. Ищут давно, но не могут найти…»
4.
А у автора в связи со всей этой почтовой катавасией одна маленькая просьба к некоторым нашим зрителям и читателям. Иногда квазипатриоты-надомники упрекают нашу программу в тенденциозной подаче негатива. В случае с исправлением убыточной ситуации на «Почте России» искренне хотели найти позитив. Нашли, на свою голову…
Отсюда мораль: позитив в российском чиновном управлении лучше искать прищурившись и не шибко энергично.
Нашел, глаза зажмурил и тащи его, паршивца, радовать адвокатов дьявола… ой, простите, защитников чиновничества.
Кстати, о позитиве. Несмотря на слезы Силуанова, жесткие рамки бюджета и наличие «Почты России» и великолепной восьмерки дотационных регионов, бюджет государства продолжает отвечать высоким стандартам духовного развития. Вот и министр культуры России Ольга Любимова, выступая в Думе, сообщила, что национальный проект «Культура», несмотря на бюджетный дефицит, продлен до 2030 года. И то хлеб…
5.
И еще немного позитивного позитива – новости о пенсиях. Мое предположение, что к концу года позитивные новости на эту тему посыплются как из рога изобилия, начинают сбываться. Процитирую пару сообщений этого ряда. Первое: «Пенсионерам сообщили о повышении пенсий еще на 24%».
«24% – изрядное повышение, это вам не индексация на 7%» – логично подумали позитивно настроенные россияне и припали к экранам мониторов вникать.
Читаем подзаголовок: «Пожилых граждан предупредили о новом сюрпризе, связанном с индексацией пенсий. Выплаты планируют повысить еще на 24%». Читаем дальше: оказывается, за три года социальные пенсии планируется повысить на 24% от нынешнего уровня и это коснется 3,5 млн россиян, получающих социальные пенсии по старости, инвалидности или по потере кормильца.
Индексация пенсий на 24% и индексация пенсий за ТРИ года на 24%, да еще и не для всех – есть две большие разницы, не так ли?
Следующее сообщение: «Россиянам пообещали выплатить в декабре две пенсии». Еще интереснее – вникаем. Выясняется, что тем российским пенсионерам, у кого получение пенсии приходится на 1-8 числа, в декабре выплатят сразу декабрьскую и январскую пенсию. Так сказать, две пенсии, но в январе ни одной. Ловкость формулировок и никакого мошенства.
А теперь без тени иронии один вопрос к составителям вот таких писулек: вы понимаете, что это подло, давать такие заголовки и издеваться на стариками, которые надеялись увидеть совсем другое? Или у нас фейки страшны только по части министерства обороны и сильных мира сего, а над российскими стариками любая скотина может измываться безнаказанно?
В продолжение пенсионной темы – еще один заголовок: «Росстат введет новые формы отслеживания численности пенсионеров и их доходов». Это замечательно, что Росстат взялся «отслеживать» пенсионеров, численность которых неуклонно уменьшается. Это, вероятно, очень важно – контролировать доходы пенсионеров. И это, возможно, проще, чем контролировать необоснованные расходы руководства какой-нибудь государственной корпорации типа «Почты России». Позже поведаете, что вам это дало…
Глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков в эти дни призвал власти сократить число проверок бизнеса. Хочется добавить: и населения тоже. Да, понимаю, что в критические времена и в условиях бюджетного дефицита хочется найти ВСЕ «протечки» в бассейне российских финансов. Понимаю, что бизнес и население тоже не прочь иногда «поиграть в прятки» с государством. Но, поверьте, одна государственная корпорация, играющая в эту игру, утаит больше, чем тысяча малых и средних бизнесов и миллион граждан.
6.
Об игре в прятки по-крупному. Газета.ру со ссылкой на данные агентства Bloomberg сообщает, что совокупное состояние российских олигархов с начала этого года увеличилось на $38,575 млрд. Это в два раза больше, чем на следующий год в бюджете запланировано на национальный проект «Здравоохранение» и примерно в 50 раз больше, чем на уже упомянутый национальный проект «Культура». Но, с другой стороны, олигархам тоже надо как-то жить в нашем сложном мире. И они, кстати, выигрывают у западных олигархов. Наши в этом году разбогатели на $38,5 млрд, а 10 крупнейших богачей мира, наоборот, обеднели на $50 млрд., из чего следует, что кому война, а кому… то есть, я хотел сказать: из чего следует, что русскому хорошо, то немцу смерть.
Так или иначе, но наш родной «советский олигарх» показал западным коллегам кузькину мать.
Более того, Запад проигрывает в борьбе с отечественными олигархами. Например, суд в Евросоюзе постановил исключить из санкционных списков сына российского олигарха Дмитрия Пумпянского Александра. По оценке суда, (цитирую) «Совет Евросоюза не предоставил достаточно конкретных и последовательных доказательств, подтверждающих причастность Александра Пумпянского к «действиям, угрожающим территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины».
Вот такая оказия. Видимо, зато Совет ЕС обладает «достаточно конкретными и последовательными доказательствами», что миллионы россиян, на которых де-факто наложены западные санкции, перед Западом провинились по полной.
Ах да, забыл – они «виноваты» в том, что они избиратели. А вот большинство олигархов и их отпрысков, российскими избирателями, и правда, не являются. Поскольку имеют гражданство других стран.
Например, упомянутый Александр Пумпянский – гражданин Швейцарии. В свое время он жаловался СМИ, что из-за гонений на несчастных российских миллиардеров был вынужден вернуть взятый в аренду BMW X7 и вообще переехать в Турцию. И завершил свой плач пассажем: «Швейцария лишает собственных граждан возможности жить в своей стране». В ответ на эту жалобу в екатеринбургском баре «Огонек» даже собрали бывшему земляку посылку – картошку, колбаску и бутылочку «Черноголовки», чтобы бывшему «швейцару» не было так голодно в Турции.
Но в задачке спрашивается другое: каким образом в стране, находящейся в критическом моменте своего существования, богатеют олигархи? Каким образом страна, чья экономика возглавляется в основном гражданами Европы, ведет политическую борьбу с этой самой Европой? Почти как в анекдоте: «ты либо крест сними, либо трусы надень». Каким образом получилось, что более половины национальных богатств этой страны, объявившей, что она отстаивает реальный суверенитет, принадлежит гражданам и подданным каких угодно государств, но только не России? Впрочем, вопрос это давний и, по большей части, риторический…
7.
Заявление Валентины Матвиенко о том, что в России можно было бы создать министерство счастье, продолжает ловить общественное эхо. Напомню, что сама Матвиенко открестилась от этой темы, сказав, что это была шутка и что она не знала, что (цитирую) «у журналистов и у сайтов плохо с чувством юмора».
Ну, у сайтов, действительно, плохо с чувством юмора, потому что они не живые. А вот депутатов Госдумы, которые тоже принялись обсуждать брошенную идею, в отсутствие чувства юмора спикер Сената упрекать не стала, ибо им и не положено оным чувством обладать. Ну, разве что, когда принимают отчеты о росте благосостояния россиян…
И вот теперь уже ВЦИОМ провел опрос на тему, нужно ли России министерство счастья. Казалось бы, ответ очевиден: счастье позарез нужно, а министерств предостаточно. Но не тут-то было: мнения россиян разошлись. 23% опрошенных считают, что министерство счастья в стране нужно. Остальные считают, что нет. 19% из них напомнили, что «нельзя сделать всех людей счастливыми и счастье нельзя регулировать». Тут, кстати, они очень заблуждаются. Практика российского государства подсказывает: сделать счастье нельзя, а вот регулировать можно…
Комментарии