Финны удивлены: а нас-то за що?

На модерации Отложенный

Iltalehti пишет: закрытие границы с Россией лишает финнов либо семьи, либо работы. Финн Ян, проживающий в России, умоляет премьер-министра Петтери Орпо: “Нас-то не наказывайте”. Но уверен, что Финляндия всё делает правильно.

После закрытия восточной границы переехавшим в Россию финнам стало значительно сложнее ездить на родину, пишет Iltalehti. Ян Хави живет с семьей в Санкт-Петербурге, но работает по ту сторону границы. Теперь он должен выбирать, что ему ближе. Ян не понимает, за что “их так наказали”.

Ян Хави (Jan Havi), предприниматель, работающий в финской транспортной компании и уже давно проживающий в Санкт-Петербурге с семьей, признался газете Iltalehti, что решение правительства Финляндии закрыть восточную границу стало для него большим потрясением. “Судя по этому решению, про финнов, живущих в России, забыли напрочь”.

55-летний Ян Хави регулярно ездил в Россию на автобусе и грузовике еще с середины 1980-х годов. Последние семь лет он провел в Санкт-Петербурге. Обычно с понедельника по пятницу Ян работает в Финляндии, а на выходные возвращается в Россию. В Финляндии он живет в автодоме, постоянного адреса у него нет.

“Правительство Финляндии поставило нас перед выбором: либо работа, либо любовь. В этом случае побеждает семья”, — рассуждает Хави.

Ян Хави родился на финских Аландских островах и является совладельцем транспортной компании в Котке. Путь от Санкт-Петербурга до Котки составляет более 200 километров. После закрытия пункта пропуска Райя-Йоосеппи в Финляндию можно будет добраться только через Эстонию, но на своей машине Ян этого сделать не может.

“Через Эстонию нельзя въехать в Финляндию на автомобиле, зарегистрированном в России. Это значит, что сначала придется ехать на автобусе в Таллин, оттуда — добираться на пароме в Хельсинки, и потом — на автобусе до Котки”.

Предприниматель подал жалобу омбудсмену по поводу закрытия границы. Он напоминает, что граждане Финляндии, постоянно проживающие в России, могли пересекать границу даже во время пандемии коронавируса. “А когда в Финляндию запретили въезжать на машинах с российскими номерами, для граждан Финляндии, постоянно проживающих в России, сделали исключение”.

Границу все же нужно закрыть

Однако проживающие в России финны поддерживают меры правительства премьер-министра Петтери Орпо (Petteri Orpo, “Национальная коалиция”), отмечает Хави. “Никто из нас не хочет мешать действиям правительства Финляндии. Мы просто задаемся вопросом, почему нас за это наказывают”.

Ян Хави, который также когда-то работал в ОАЭ, Швеции и Германии, говорит, что Финляндия должна позаботиться о своих границах. “Россия и пальцем не пошевелит, чтобы что-то изменить. Живущих в России финнов это совсем не удивляет. Все считают, что с ситуацией надо что-то делать. Границу нужно закрыть”.

“Но почему для граждан Финляндии нельзя открыть хотя бы один пункт пропуска?” — рассуждает он.

По словам Хави, многие его знакомые по этой причине потеряли работу. “Проживающие в финской Иматре и работающие в российском Светогорске рассказали, что их уволили”.

Расизм

После начала конфликта на Украине отношение россиян к финнам изменилось, делится Хави. Он признается, что даже столкнулся с расизмом. “К нам, финнам, теперь относятся совсем иначе, чем пять лет назад. Сейчас лучше не говорить по-фински на улице, в трамвае или метро”.

“Россияне считают, что Путин не сделал ничего плохого. Они уверены, что виноваты Запад и ЕС”.

Несмотря на мрачную ситуацию, Ян Хави считает важным сохранять отношения с Россией. “Не думаю, что тактика правительства Орпо — “разделяй и властвуй”. Я доверяю финским министрам и государственным служащим”.

“Несмотря на все ужасные события, которые я ни в коем случае не одобряю, стоит сохранить взаимодействие с Россией хоть на каком-то уровне”, – говорит Хави и подчеркивает, что имеет в виду общение простых граждан.

Ян Хави хотел бы передать короткое послание финскому правительству: “Нас-то не наказывайте”.

PS. Короче говоря, стандартный хохлизм – “А нас-то за що?” Сами они русским гадить готовы, решения нагадить русским всецело поддерживают, но когда это коснулось их самих – “ой, а как же так, а нам же неудобно, а у нас же лапки”.

Действительно, Ян – к вам, финнам, теперь в России относятся совсем иначе, чем пять лет назад. Пять лет назад вы были нейтральной страной, разумным торговым партнером России, со своими интересами и заморочками – но это были понятные интересы и заморочки. А теперь вы вступили в НАТО – и стали ВРАГАМИ России. Врагами, Ян. Ты, Ян, лично ты – теперь враг России. Тебе твое правительство даст в руки автомат и пошлет тебя убивать русских – и ты пойдешь это делать, никуда не денешься.

И это изменило всё. Теперь к тебе, Ян – относятся как к врагу. Это не имеет никакого отношения к расизму – это политический выбор руководства твоей страны, и ты заложник этого выбора до тех пор, пока у тебя в кармане финский паспорт. Завтра к тебе подойдет офицер Puolustusvoimien tiedustelulaitos и поручит тебе собирать сведения о расположении военных частей вокруг Санкт-Петербурга – и ты будешь эти сведения собирать, никуда не денешься, а потом тебя примут сотрудники ФСБ, и ты сначала всё расскажешь о том, как шпионил, а потом окажешься в тюрьме на много-много лет.

Чтобы с тобой такого не случилось, Ян – тебе придется выбрать сторону. Руководство твоей страны выбрало сторону – это сторона врагов России. Ты можешь либо присоединиться к этому выбору – и тогда тебя ждет тюрьма в Сибири, либо порвать финский паспорт и получить российское гражданство. Свободный выбор свободного человека.

Но бегать между струйками – больше не получится. Это счастливое для финнов время, когда вы делали бабло на посредничестве между Россией и ЕС – закончилось, и не мы его закончили, его закончили ваши придурки, вроде Петтери Орпо. Скажи им спасибо, Ян. Скажим им спасибо. Paljon kiitoksia!