Портрет маленького большого человека: рецензия на фильм «Наполеон» Ридли Скотта
На модерации
Отложенный
История тяжелого пути Наполеона Бонапарта к власти через призму его отношений с любовью всей жизни — Жозефиной.
На глазах молодого Наполеона Бонапарта (Хоакин Феникс) казнят королеву Марию-Антуанетту. На свободную дорогу к власти пытаются ступить многие влиятельные французы, но получается только у корсиканского офицера, успешно осадившего Тулон, подавившего Вандемьерский мятеж роялистов и участвовавшего в победоносных походах на Италию и Египет. Но успехи Бонапарта на поле боя омрачаются неудачами на личном фронте — неверная жена Жозефина де Богарне (Ванесса Кирби) его, кажется, скорее, терпит, чем любит, да и завести ребенка для продолжения рода у пары никак не получается.
В фильмографии 86-летнего британского режиссера Ридли Скотта есть немало исторических эпосов. Вместе со зрителями он отправлялся в Римскую империю в «Гладиаторе», участвовал в крестовых походах в «Царстве небесном», сопровождал Моисея в его странствиях в «Исходе» и возвращался в средневековую Францию в «Последней дуэли». И всякий раз Скотт встречался с волной негодования историков, которые корили режиссера за отказ от точного следования документальной правде. Британец, впрочем, из тех, кто за словом в карман не полезет, поэтому каждую такую претензию он отражал в свойственной ему манере — громко и хлестко, так, что не придерешься: исторический контекст должен лишь сопровождать художественный замысел, а не руководить им.
Странно было бы предполагать, что Скотт отойдет от своих принципов даже в случае переноса на экраны биографии одной из самых противоречивых фигур мировой истории, Наполеона Бонапарта. Тем более что откреститься от правды он решился уже на стадии кастинга, пригласив на роль молодого артиллериста и будущего императора Франции почти 50-летнего Хоакина Феникса. Дальше — больше. Французская пресса после премьеры «Наполеона» уничтожила фильм: мол, некоторые сцены не имеют ничего общего с действительностью, образ Бонапарта смешон, а Скотт смотрит на его жизнь, победы и поражения уж очень пробританским взглядом. Поразительное обвинение в сторону режиссера-британца.
Структурно «Наполеон» представляет собой классический байопик.
Точкой отсчета была выбрана казнь Марии-Антуанетты, а следом — все самые важные этапы биографии героя: успешные осады и походы, Аустерлиц, неудачи в сражениях при Бородино и Ватерлоо, ссылки на Эльбу и остров Святой Елены. Уместить такой объемный материал с грандиозными батальными сценами в два с половиной часа хронометража непросто, поэтому в кинотеатральной версии фильма Скотт вместе с Бонапартом в прямом и переносном смыслах промчался галопом по Европам. В режиссерской версии, которую вскоре обещает выпустить Apple TV+, о судьбе Франции и ее императора постановщик рассказывает на протяжении четырех с половиной часов.
Однако масштабные исторические события в картине выступают фоном. Фактически Скотт рисует сразу два портрета Наполеона. На одном он предстает талантливым стратегом, бравым воином, готовым ринуться в атаку вместе со своим войском, а на другом — вялым, неуверенным в себе мужчиной вне поля боя, бегающим от роялистов, и неудачливым любовником, с головой окунувшимся в созависимые отношения. Ближе к финалу два этих портрета собираются воедино: Скотт находит причины военных поражений в перевесившей слабой стороне личности Наполеона.
Вероятно, именно эта мысль и подтолкнула режиссера к сотрудничеству с Хоакином Фениксом, в последнее время все чаще обращающимся к ролям закомплексованных героев. Всем, кто ожидал от актера величавой и эмоциональной роли Коммода из «Гладиатора», придется отбросить эти мысли в сторону. Наполеон Феникса — скорее, бегущий от своих страхов Бо или меланхоличный, зависимый от женщины Теодор из драмы «Она» Спайка Джонса. По крайней мере, это читается в его отчужденных глазах, которые загораются лишь тогда, когда Бонапарт находится возле любимой женщины или прямо перед лицом очередного врага.
Фильм получился таким же противоречивым, как и его герой. Деконструированный образ Наполеона резонно вызвал отторжение у части зрителей — все-таки на уже созданные портреты императора новый похож не слишком. Скотт и Феникс добавили в него элементы карикатуры и представили его в классическом неиммерсивном музее искусств в одном зале с впечатляющими массовыми сценами и дорогими декорациями — заходите и смотрите, только шляпу не забывайте.
Комментарии
Почему Наполеона считают маленьким?
Григорий Цуканов, какой то дурак когда то сказал!! а за ним вся толпа в это и поверила :))
Почему Наполеон не афроамериканец ?! На или хотя бы Жозефина ?!
Непорядок :))
Самый вежливый, наполеон это ширый хохол ( зелебобик)