28 ноября 1935 года Моссовет постановил снести церковь Успения на Покровке

На модерации Отложенный





Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке — приходская церковь в Белом городе Москвы, на Покровке, один из ярчайших памятников «нарышкинского барокко». Зодчим называют Петра Потапова, чьё имя приводится также в связи с перестройкой стилистически близкого к храму Новодевичьего монастыря.

В районе Покровки — одной из старейших улиц Москвы и современного Потаповского переулка издревле находилась дворцовая слобода московских котельников. Мастера Покровской Котельной Слободы делали кухонные котлы всех фасонов и размеров, горшки, чугунки и прочую металлическую посуду для государева двора. Котельники, жившие слободой по левой стороне Покровки, и построили себе приходскую Успенскую церковь.

При первых Романовых Покровка стала главной государевой дорогой в царские загородные резиденции — Измайлово и Рубцово-Покровское. Здесь начали селиться знатные люди и зажиточные купцы — новые прихожане Успенской церкви. Прозвище «гость» имело очень древние московские корни: так называли верхушку торгового сословия — богатейших купцов, занимавшихся иностранной и крупной оптовой торговлей.

К сожалению, фотографии не передают истинной красоты этого храма, которой восхищался даже Наполеон, не отличавшийся особой любовью к русской культуре. Император Франции даже высказал пожелание перевезти этот шедевр в Париж, но в силу известных обстоятельств его желание не исполнилось.

Так как улица Покровка никогда не была широкой, фотоаппаратура конца 19-начала 20 века позволяла фотографам делать снимки с одной точки зрения в то время, когда храм поражал богатством живописных ракурсов и был одним из самых ярких шедевров московского барокко.

По инициативе Наркома просвещения Луначарского в 1922 году Большой Успенский переулок был назван Потаповским в честь крепостного мастера, построившего церковь. Малый Успенский — Сверчковым в честь купца Ивана Сверчкова, на средства которого был построен храм. Луначарский использовал свой авторитет и власть, чтобы сохранить храм.

Однако 28 ноября 1935 года Моссовет под председательством Н.А. Булганина постановил:

«Имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке, церковь так называемую Успения по Покровке закрыть, а по закрытии снести.»

Стоит заметить, что все остальные здания, стоявшие по той же линии отчего-то большевикам не мешали и остались на своих местах.
Архитекторы-реставраторы, среди которых был П.Д. Барановский, пытались защитить храм. Перед сносом реставраторы-энтузиасты получили разрешение сделать обмеры и снять образцы резных белокаменных деталей.

Покровка, вскоре после утраты своей архитектурной доминанты переименованная в улицу Чернышевского, шире не стала. Историческое имя вернулось в 1992 году, а на месте снесенного храма до сих пор как и все советское время - пустырь, поросший самостоятельно проросшими деревцами.